"Ростелеком" превзошел "большую тройку" по прибыли

По выручке "Ростелеком", присоединивший семь межрегиональных компаний "Связьинвеста", все еще уступает МТС, но разрыв сокращается
С.Портер/ Ведомости

Год назад президент "Ростелекома" Александр Провоторов говорил, что цель объединенного оператора – "быть оператором номер один в России по выручке, а также по ряду других ключевых показателей". Пока, правда, "Ростелеком" все еще уступает по выручке МТС, хотя разрыв сокращается: в IV квартале 2011 г. он составлял всего 1,2 млрд руб. в пользу МТС. Зато по размеру чистой прибыли "Ростелеком" оказался лидером российской телекоммуникационной "большой четверки": у МТС этот показатель в России составил 41,03 млрд руб., у "Мегафона" – 43,9 млрд руб. (в обоих случаях данные по US GAAP), а у "Вымпелкома" (данные РСБУ) – 41,2 млрд руб.

"Ростелеком", в апреле 2011 г. присоединивший семь межрегиональных компаний госхолдинга "Связьинвест", опубликовал сегодня первую годовую отчетность по МСФО в качестве объединенной компании. Его выручка за 2011 г. выросла на 7% до 296 млрд руб., показатель OIBDA – на 11% (117,7 млрд руб.), рентабельность по OIBDA увеличилась на 1,3 п.п. до 39,8%, а чистая прибыль – на 47% до 46,1 млрд руб.

Завершение реорганизации позволило "Ростелекому" сократить целый ряд затрат, объяснял Провоторов в недавнем интервью "Ведомостям". Одним из ключевых проектов стало, по его словам, создание единой системы закупок, благодаря чему "Ростелеком" получил "более выгодные цены от поставщиков". Была централизована и закупка рекламы. И хотя общий рекламный бюджет "Ростелекома" в 2012 г. немного вырос (в основном за счет ребрендинга), теперь оператор использует его "гораздо эффективнее": стоимость привлечения клиента по продуктовым рекламным кампаниям снизилась на 12-14%, рассказывал Провоторов.

Правда, рост прибыли "Ростелекома" объясняется не только объективными причинами (доходы росли быстрее операционных расходов, прибавивших за год только 5%), но и "бумажным" эффектом от восстановления резерва по обесценению лицензий на биллинговую систему Amdocs. "Ростелеком" восстановил этот резерв в связи с тем, что он планирует конвертировать эти лицензии в лицензии на систему управления взаимоотношениями с клиентами той же Amdocs, говорится в пресс-релизе оператора. Создание этого резерва увеличило чистую прибыль "Ростелекома" за IV квартал 2011 г. почти в семь раз по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., но если бы этого не случилось, то в IV квартале рост составил бы 126%, а за весь год – 23%. В этом случае по размеру чистой прибыли (42,7 млрд руб.) "Ростелеком" уступил бы "Мегафону".

Примерно 1/3 прошлогодней чистой прибыли (или 45,95% чистой прибыли, рассчитаннной по РСБУ) "Ростелеком" направит на выплату дивидендов – такую рекомендацию, согласно сообщению компании, утвердил сегодня ее совет директоров. Если акционеры одобрят эту рекомендацию на собрании 14 июня, то получат 14,96 млрд руб. Владельцам и обыкновенных, и привилегированных акций причитается по 4,6959 руб. на бумагу.

Самыми быстрорастущими сегментами бизнеса "Ростелекома" в 2011 г. остались широкополосный интернет-доступ (выручка от этой услуги увеличилась за год на 20%), и платное телевидение (+536% за счет совершенной в прошлом году покупки крупнейшего оператора кабельного ТВ "Национальные телекоммуникации"). А вот в традиционных сегментах бизнеса "Ростелекома" дела обстоят гораздо хуже: доходы компании от местной телефонной связи выросли за год всего на 3%, а от междугородной и международной – сократились на 14%.

Руководитель управления аналитических исследований "Уралсиб кэпитал" Константин Чернышев указывает в отчете, что результаты "Ростелекома" за IV квартал 2011 г. превосходят как общий консенсус-прогноз аналитиков инвестбанков, так и его личные ожидания. Выручка "Ростелекома" оказалась на 2% выше консенсус-прогноза и на 1% выше ожиданий "Уралсиба", показатель OIBDA превзошел эти прогнозы на 9% и 5% соответственно, а чистая прибыль – на 64% и 63%.