Прокуроров не устроила схема финансирования реконструкции перронов «Внуково»

Прокуратура пресекла попытку внебюджетного финансирования реконструкции перронов аэропорта «Внуково». Бюджетных средств на это нет, но и привлекать кредиты закон не позволяет
Плохое состояние перронов тормозит развитие всего аэропорта, жалуются менеджеры «Внуково»/ М.Стулов/ Ведомости

О том, что Московская межрегиональная транспортная прокуратура не позволила аэропорту «Внуково» заключить незаконную сделку на 2 млрд руб. с ФГУП «Администрация гражданских аэродромов» (ФГУП «АГА»), сообщила вчера Генпрокуратура.

«Внуково» пыталось таким образом профинансировать реконструкцию перронов аэропорта, находящихся в госсобственности, – их держателем является ФГУП, а в бюджете средств на перроны (место, где происходит посадка и высадка пассажиров) для «Внуково» нет. Речь шла о части из 12-миллиардного кредита, полученного «Внуково» в Банке Москвы на семь лет под 10,95% годовых, уточнил для «Ведомостей» председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев. Эти средства передавались ФГУП «АГА» по договору займа по ставке рефинансирования ЦБ, а возврат займа планировался за счет арендных платежей ФГУПу от самого же «Внуково». Сейчас «Внуково» платит ФГУПу 10% от сборов за взлет-посадку, в 2011 г. это было эквивалентно 75 млн руб. Но аэропорт планирует рост до 50%, рассказывал Ванцев.

То, что ФГУП по договору с «Внуково» был обязан платить проценты по займу, – нарушение закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», объяснил претензии к сделке представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. «Эти затраты согласно Бюджетному кодексу ложатся на государство. Что может квалифицироваться как неэффективное расходование бюджетных средств», – подтверждает старший юрист Vegas Lex (консультирует компании в части заключения концессионных соглашений) Денис Штирбу.

Прокуроры обнаружили это нарушение в ходе проверки объявленных ФГУП «АГА» торгов по выбору подрядчиков для строительства перронов во «Внуково», рассказывает представитель ведомства. По его словам, у ФГУП «АГА» ко всему прочему не оказалось необходимого для таких сделок разрешения от Росавиации. В результате и.о. генерального директора «Администрации гражданских аэродромов» получил официальное предостережение из прокуратуры, а в случае заключения сделки с «Внуково» ему грозит и административная ответственность, добавляет сотрудник прокуратуры. Между тем представитель Росавиации заявил, что агентство проинформировано о готовящемся кредитном соглашении и ничего против не имеет. «Юристы изучают претензии прокуроров», – сообщил «Ведомостям» представитель Росавиации. Представитель ФГУП «АГА» затруднился с комментариями.

Еще летом «Внуково» предложило государству заключить новый договор аренды на взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное оборудование и другие объекты госсобственности. Об этом гендиректор аэропорта Василий Александров писал министру транспорта Максиму Соколову, руководителям Росавиации Александру Нерадько и Росимущества Ольге Дергуновой (копия есть у «Ведомостей»). Аэропорт готов сам инвестировать в достройку перронов 3,6 млрд руб. (в этом году – 2 млрд руб., в следующем – 1,6 млрд руб.), но просит зачесть эти траты в счет оплаты аренды аэродрома, следовало из письма.

«Возмещение процентов по кредитам на создание объектов госсобственности возможно по концессионному соглашению (с последующей передачей этого имущества в концессию), – говорит Штирбу. – Фактически схема предлагала разделить концессионный договор на две части, что недопустимо». К сожалению, подобные юридические ляпы приводят к тому, что потенциальные инвесторы, готовые вкладываться в госсобственность, будут относиться к такому финансированию настороженно, рассуждает юрист.