ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд руб

Прошлогодний коллапс на рынке грузовых перевозок аукнулся РЖД гигантским штрафом. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила компанию в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и оштрафовала ее на 2,2 млрд руб. РЖД вины не признает
РЖД обязана возить грузы всех заявителей, считает ФАС/ М.Мордасов/ PhotoXpress

РЖД

Железнодорожная монополия. Акционер – государство (100%). Финансовые показатели: (РСБУ, 9 месяцев 2012 г.): Выручка – 1 трлн руб., Чистая прибыль – 39,8 млрд руб.

О штрафе ФАС объявила вчера. РЖД злоупотребила доминирующим положением на «рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ», сообщило ведомство. Это самый крупный штраф со времен второй волны антимонопольных дел против нефтяных компаний (см.врез).

ФАС не сообщила, когда именно, по ее мнению, РЖД нарушала антимонопольное законодательство, а также – как считала сумму штрафа. По закону он составляет 1–15% от выручки на конкретном рынке. В 2010 г. грузовые перевозки принесли компании 936 млрд руб., в 2011 г. – 1 трлн руб.

В прошлом году уровень удовлетворения заявок от грузоотправителей на перевозку грузов снизился с 90 до 60%, для малого и среднего бизнеса – с 75 до 35%, указывает ФАС. Перебои с подачей вагонов начались весной прошлого года. Виной тому послужила передача почти двух третей парка РЖД ее «дочкам» – Первой и Второй грузовым компаниям. Сама РЖД осуществляет перевозки по регулируемым государством тарифам, а ПГК и ВГК вольны устанавливать ставки сами. Вагонов монополии на всех не хватило. А общий рост ставок за пользование подвижным составом достиг 30%, отмечала в прошлом году министр экономического развития (сейчас – советник президента) Эльвира Набиуллина.

В конце прошлого года служба предписала РЖД удовлетворять все заявки на перевозку грузов. Но компания обжаловала это предписание. В августе Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск РЖД, напоминает ее представитель. Он говорит, что и нынешнее решение ФАС компания оспорит в суде. Служба хочет обязать РЖД и ВГК предоставлять вагоны для перевозки грузов по гостарифам. Но это перечеркнет уже принятые решения по приватизации инвентарного парка, говорит представитель РЖД. Со стороны ФАС «необоснованно и неправомерно» привлекать компанию к ответственности после исполнения требований государства по реформированию монополии.

ФАС же напоминает, что еще при создании ПГК и ВГК потребовала от РЖД создать регламент предоставления ими вагонов грузоотправителям. Этого сделано не было. А коллапс на рынке грузоперевозок был преодолен только после вмешательства правительства. В начале года оно выпустило постановления о порядке привлечения РЖД вагонов частных операторов для перевозки грузов по гостарифам, напоминает ФАС. Правда, свой парк отдала только ВГК (ПГК к тому времени уже была приватизирована). Ставка нерыночная, поясняет топ-менеджер крупного железнодорожного оператора.

Исход спора ФАС и РЖД зависит от того, какую границу влияния РЖД на своих «дочек» (в данном случае – на ВГК) установит суд, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Суд первой инстанции принял сторону РЖД: ее «дочки» работают на рынке и РЖД не может обязать их предоставлять вагоны под погрузку на невыгодных для них условиях; не исключено, что другой суд встанет на сторону ФАС: предписание – публично-правовой акт, который нужно исполнять, рассуждает он.