Статья опубликована в № 3289 от 19.02.2013 под заголовком: «Аэрофлот» отдал слоты

«Аэрофлот» готов изменить договор о стратегическом партнерстве с «Шереметьево»

«Аэрофлот» решил избежать разбирательства с Федеральной антимонопольной службой. Компания откажется от притязаний на приоритет в предоставлении слотов в «Шереметьево», но это не избавит ее от штрафа
М. Стулов / Ведомости

Неделю назад руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев и руководство «Аэрофлота» обсудили договор о стратегическом партнерстве перевозчика с аэропортом «Шереметьево». Речь шла о корректировке соглашения, а также о сроках «внесения изменений», сообщили вчера ведомство и авиакомпания.

«Аэрофлот» и «Шереметьево» заключили соглашение о стратегическом партнерстве 9 октября. По нему авиакомпания, выполняющая 75% рейсов из аэропорта, получила для себя и партнеров по альянсу Sky Team (80% рейсов) эксклюзивное право на терминалы Южного сектора (D, E и F) и только для себя – приоритет в слотах (времени вылета-прилета). Сторонним авиакомпаниям, в том числе «Трансаэро» (5% трафика), к 2014 г. предлагалось перейти в терминалы Северного сектора (B и C). Но соглашение не устроило ФАС. Служба сначала сообщила, что соглашение может привести к ограничению конкуренции в «Шереметьево». А 28 января территориальное управление ведомства по Московской области возбудило дела в отношении «Шереметьево» и «Аэрофлота» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Представители ФАС и «Аэрофлота» не говорят, как именно будет изменено соглашение. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пообещал привести документ в соответствие с антимонопольным законодательством, лишь сказал руководитель департамента транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. Источники, знакомые с договоренностью Артемьева и Савельева, говорят, что «Аэрофлоту» придется пожертвовать правом приоритетного получения слотов. Этим пунктом возмущались многие, в том числе иностранные авиакомпании, отмечает близкий к ФАС источник. А обязательство «Шереметьево» предоставить Sky Team терминалы Южного сектора возражений не вызвало, продолжает он.

Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко не стал комментировать компромисс между ФАС и «Аэрофлотом». Он объяснил это тем, что его на встречу в ФАС не приглашали. И о сути договоренностей между Артемьевым и Савельевым ему до сих пор ничего не известно.

Когда соглашение будет исправлено, собеседники «Ведомостей» не говорят. Впрочем, это не спасет «Аэрофлот» от штрафа, говорит Рутенберг. Перевозчик подписал антиконкурентное соглашение, неважно, успел он получить от этого прибыль или нет, объясняет он.

Компаниям может грозить штраф от 1 до 15% от суммы выручки на конкретном рынке, поясняет адвокат коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. Но отказ от части положений договора может быть зачтен как смягчающее обстоятельство, а значит, размер штрафа вряд ли будет очень велик, отмечает он.

Топ-менеджер крупной российской компании, которая летает из «Шереметьево», говорит, что аэропорт в утренние и вечерние часы пик перегружен. Так что в это время слоты действительно нарасхват. Ставить рейсы на дневные часы невыгодно – невысок спрос. Для авиакомпаний важна также оборачиваемость рейсов. В оптимальном случае прибывший борт должен улететь в течение часа. Любая задержка снижает прибыль. Когда компания оперирует большим парком, эти переносы в минуты могут вылиться в многие часы простоя самолетов и даже системные сбои, говорит собеседник «Ведомостей».

Проблема ограниченной пропускной способности «Шереметьево» решается строительством третьей полосы и увеличением интенсивности взлетов-посадок, уверен глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Только за счет этого мощность аэропорта вырастет на 30%. «Аэрофлоту» гораздо важнее отстоять базирование в южных терминалах, считает он. Это позволит самолетам авиакомпании сократить время на выруливание от северных перронов и освободит место на стоянках, которые тоже ограничены. Главное – чтобы обещания по реконструкции «Шереметьево» были выполнены, резюмирует Пантелеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать