Собственная электронная почта может обойтись государству в $1 млрд

Собственная электронная почта может обойтись государству в $1 млрд – столько рассчитывает получить из бюджета на этот проект «Почта России»
А. Махонин/ Ведомости

«Почта России» готова за три года построить систему государственной электронной почты для взаимодействия между гражданами и ведомствами. Проект обойдется в 31,1 млрд руб. ($1,03 млрд). Эти деньги ФГУП рассчитывает получить из бюджета, следует из разработанного «Почтой» проекта ведомственной программы «Развитие федеральной почтовой связи» за 2013–2015 гг. В начале февраля документ был направлен в Министерство финансов, следует из сопроводительного письма (оба документа есть у «Ведомостей»). Представитель Минкомсвязи сообщил, что в министерство проект не поступал. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Идею создания государственной электронной почты высказал в 2009 г. занимавший тогда пост министра связи, а сейчас помощник президента Игорь Щеголев. А в новом законопроекте «О почтовой связи», разработанном Минкомсвязи, говорится о «единой почтовой электронной системе» (ЕПЭС). Она должна обеспечивать работу официальных электронных адресов, электронный документооборот, а также пересылку обычной почтой. В ноябре 2012 г. Щеголев, реагируя на предложение президента Владимира Путина обязать органы власти рассматривать инициативы, собравшие более 100 000 подписей, предложил воспользоваться такой системой для авторизации граждан.

По замыслу авторов проекта программы развития почтовой связи ЕПЭС «Почты России» для безопасности данных должна использовать не менее трех датацентров, между которыми должно быть не менее 100 км. Она должна обеспечивать работу 100 млн пользователей и быть недоступна не более 5 минут в год. С учетом поставленных перед системой глобальных задач ее стоимость адекватна, говорит представитель «Почты России».

Пять минут простоя в год – «очень жесткое требование, его выполнение потребует колоссальных вложений», замечает источник в крупной интернет-компании. По его оценке, первоначальные вложения могут составить от $50 млн, а на развертывание полноценной рабочей системы с указанными параметрами уйдет более $150 млн. А по словам руководителя Фонда развития информационной демократии Ильи Массуха, для государственной системы электронного взаимодействия между гражданами и госорганами сложнее и дороже всего наладить надежную обратную связь, обязать, к примеру, ЖЭКи или муниципалитеты реагировать на запросы граждан. Без таких систем сам почтовый сервис может стоить примерно 100 млн руб., говорит он.

Система, обслуживающая миллионы пользователей, с надежным хранением данных, удобным, быстрым и продвинутым интерфейсом не только стоит значительных денег, но и требует массу времени на разработку и внедрение, замечает руководитель направления персональных сервисов «Яндекса» Антон Забанных. Очевидно, проект писали люди, далекие от работы с высоконагруженными масштабными интернет-сервисами, говорит вице-президент по стратегическим проектам Mail.Ru Group Анна Артамонова. В нем не учтено множество важных факторов, определяющих работоспособность системы. Например, там не говорится об антиспаме, а это важная часть любой почтовой службы; нет ни слова о разработке мобильных версий и приложений для разных платформ, замечает Артамонова. А вот требование трех датацентров является избыточным, считает Массух: так, система электронного правительства успешно функционирует на двух датацентрах.

В мире системы обмена корреспонденцией с государством существуют отдельно от традиционной электронной почты, говорит Забанных, приводя в пример Германию, где есть система электронных паспортов, позволяющая пользоваться в интернете государственными сервисами – например, получать прописку.