«Магнит» хочет открывать по пять магазинов в день

Сеть «Магнит» собирается за пять лет открыть более 10 300 магазинов, в том числе более 500 гипермаркетов. Выходит по пять новых магазинов в день
Bloomberg

ОАО «Магнит»

Оператор розничной торговли. Акционеры (на 31 декабря 2012 г.): Сергей Галицкий (38,67% напрямую и 3,44% через Lavreno Ltd.), Владимир Гордейчук (2,88%), менеджмент компании (0,57%), free float (54,31%). Капитализация (LSE) – $18,05 млрд. Финансовые показатели (2012 г., МСФО): выручка – 448,66 млрд руб., прибыль – 25,12 млрд руб.

Пятилетний план развития «Магнита», самого крупного по числу магазинов российского ритейлера, предполагает, что к концу 2017 г. компания будет управлять 12 000 магазинов формата «у дома», 4500 косметическими магазинами и 650 гипермаркетами, рассказал «Ведомостям» гендиректор и основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий. Для того чтобы выполнить план, компании предстоит открыть около 6000 магазинов «у дома» – в среднем по 1200 в год, 3800 косметических магазинов – по 760 в год и больше 500 гипермаркетов – по 100 в год. «Получается, придется открывать по гипермаркету раз в 3–4 дня», – говорит Галицкий.

На конец 2012 г. у компании было 6884 магазина, в том числе 126 гипермаркетов. С начала этого года компания открыла 7 гипермаркетов, за весь прошлый год – 36, а за позапрошлый – 40.

Получается, за пять лет «Магнит» хочет построить такую же сеть гипермаркетов, какая сейчас есть у всех российских ритейлеров вместе взятых. На конец 2012 г. в России было 654 гипермаркета, говорится в исследовании отраслевого аналитического агентства Infoline, охватывающем 130 крупнейших продовольственных ритейлеров. За прошлый год все российские ритейлеры открыли 98 гипермаркетов, сказано в материалах Infoline. «Магнит» хочет открывать столько же в одиночку.

Гипермаркеты (крупные магазины площадью около 3000 кв. м с ассортиментом около 10 000 товарных наименований) – самые дорогие магазины «Магнита». Один обходится ему примерно в $10 млн: в этом году компания планирует потратить на строительство 60 больших «Магнитов» около $600 млн. Магазины в формате «у дома» дешевле: на открытие 1100 таких торговых точек в 2013 г. по плану должно хватить $220 млн – по $200 000 на магазин. Магазины косметики исходя из бюджета на 2013 г. (250 магазинов за $35 млн) стоят еще меньше – $140 000 на один магазин. Выходит, что вся пятилетняя программа открытия новых магазинов может обойтись «Магниту» в $6,7 млрд, или около $1,3 млрд в год.

Источников финансирования два, говорит Галицкий: денежный поток, генерируемый компанией, и заемные средства. Эти ресурсы будут использоваться примерно в равных долях. Сейчас компания готова тратить на развитие больше. Общий объем инвестпрограммы «Магнита» на 2013 г. – $1,75–1,8 млрд, но около трети бюджета идет на логистику – строительство складов и распределительных центров и покупку грузовиков.

План по гипермаркетам кажется «довольно агрессивным» аналитику «ВТБ капитала» Марии Колбиной. По ее прогнозам, компания до конца 2017 г. могла увеличить сеть гипермаркетов втрое – до 360. При нынешних темпах развития открыть 500 новых гипермаркетов «Магнит» сможет к 2020 г., считает она. «Вероятно, «Магнит» рассчитывает на то, что через два года масштаб его бизнеса позволит открывать более 100 гипермаркетов в год», – полагает Колбина. Но сложность может заключаться в другом: уже сейчас рыночная доля «Магнита» близка к 25% на территории 20 муниципальных образований, а закон «О торговле» пока запрещает сетям открывать новые магазины там, где они занимают 25% рынка. План, говорит Галицкий, учитывает емкость рынка: «Покупателей и места для этих магазинов хватит».