Шувалов поддержал снятие запрета на параллельный импорт

Первый зампред правительства Игорь Шувалов поддержал снятие запрета на параллельный импорт. Но ввозить без разрешения правообладателя можно будет далеко не все товары
Снятие барьеров на параллельный импорт может снизить цены, считают в ФАС/ Д. Гришкин/ Ведомости

Игорь Шувалов на специально созванном совещании поддержал снятие запрета на параллельный импорт, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания и подтвердил представитель первого зампреда правительства.

До сих пор за отмену запрета на параллельный импорт (право импортировать товар без разрешения правообладателя) выступала только Федеральная антимонопольная служба: это снизило бы цены внутри страны.

Минпромторг считает, что снятие запрета снизит инвестиции в производство внутри страны. В Минэкономразвития также опасаются этого, но признают, что разрешение параллельного импорта может привести к снижению цен.

Ограничение конкуренции прикрывается необходимостью охранять права на интеллектуальную собственность, объясняет логику Шувалова сотрудник аппарата правительства: «Искусственно создается пул авторизированных дилеров и поставщиков, проводящих ценовую политику, которую им диктует иностранной производитель».

Но ограничения на неофициальный импорт все-таки предлагается оставить, рассказывает сотрудник правительства, чтобы не нарушать договоренностей с автопроизводителями, которые локализуют производство в России, скорее всего специальном образом будет урегулирован импорт автокомпонентов: «Как именно, пока сказать сложно, но смысл – ограничить неофициальный импорт запчастей». Возможно ограничение – через техрегламенты – параллельного импорта товаров, ввоз которых и сейчас сопровождается госконтролем: продуктов питания, ювелирных украшений и др., знает он.

Решение снять запрет не окончательное, знают федеральный чиновник и сотрудник аппарата правительства, теперь совещание пройдет у председателя правительства Дмитрия Медведева, а затем, возможно, у президента Владимира Путина: Минэкономразвития до сих пор против.

Для локального производства электроники и бытовой техники последствия отмены параллельного импорта будут катастрофическими, говорит представитель РАТЭК Антон Гуськов: по сути, это будет означать, что локальные производители лишаются всякой защиты, что снижает инвестиционную привлекательность России и чревато закрытием производства и сокращением рабочих мест. Решение, которое продвигает ФАС, не обосновано экономическими исследованиями, считает Гуськов.

Сторонники параллельного импорта доказательств того, что цены на продукцию в России снизятся, а ее качество сохранится, не приводят, говорит и исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (представляет интересы крупных производителей и импортеров) Алексей Поповичев: параллельный импорт вызовет рост контрафакта и окажет негативное воздействие на инвестиционный климат.

«Главное, что позиция независимых импортеров услышана и принята, хотя, конечно, мы понимаем, что ее воплощение в жизнь может пойти по разному», – радуется соорганизатор некоммерческого партнерства «Монополизму – нет» и директор компании «Автологистика» (продавец автокомпонентов) Михаил Кулябин: Шувалов встал на позицию потребителя, нужно защищать инвестиции не ради инвесторов, а ради граждан.

Давление импортеров на независимых поставщиков растет, считает Кулябин: в феврале 2012 г. Nissan Motor включила свой товарный знак в таможенный реестр, а это значит, что таможенники приостанавливают поставки запчастей со знаком Nissan не через официальных дистрибуторов на 10 дней. По закону Nissan Motor должна либо подать гражданский иск с требованием запретить введение этой партии в оборот, либо обратиться в таможенные органы с просьбой не препятствовать ввозу, но не делает ни того ни другого. Через 10 дней таможня выпускает партию, продолжает Кулябин, но из-за этого срок поставки увеличивается с 4 до 24 дней, а себестоимость – на 10%. Продажи запчастей Nissan сократились в 4 раза, сетует Кулябин. Пока все обращения «Автологистики» в таможенные органы остаются без ответа, говорит он и сообщает, что 11 апреля в таможенный реестр по обращению Toyota Motor внесен товарный знак Toyota, а значит, будут проблемы с независимыми поставками запчастей и этой марки. Сотрудник ФТС подтвердил внесение таможенного знака в реестр. Сотрудник Toyota Motor объяснил, что компания защищает российского потребителя от контрафакта.