В Лондоне установлен рекорд премии за немедленную доставку алюминия

За немедленную отгрузку алюминия покупатели готовы платить больше $400 как в Лондоне, так и в США
Oliver Bunic/ Bloomberg

Вчера на Лондонской бирже металлов (LME) покупатели готовы были заплатить за немедленную доставку алюминия $412 к каждой тонне сверх ее рыночной стоимости ($1801), следует из данных Bloomberg. Такой высокой премии к рынку не было никогда в истории торгов алюминием на LME, самое близкое значение было в 1988 г., когда премия к рынку превысила $315 за тонну.

Премия за немедленные поставки алюминия растет и в Америке, и в Европе. "В начале II квартала 2014 г. премия в США составляла $400 за тонну, в Европе - до $310 за тонну, в Азии - более $375", - рассказал в интервью "Интерфаксу" первый замгендиректора UC Rusal Владислав Соловьев.

По его словам, наблюдается устойчивый рост премии. Таким образом, цена алюминия с учетом премии во II квартале 2014 г. превысила $2000 за тонну и имеет устойчивую тенденцию к повышению в долгосрочной перспективе. "Мы уверены, что в III квартале премия в Азии превысит $400 и в Европе она также будет расти", - сообщил он.

Соловьев объясняет это снижением физического производства алюминия в 2014 г. и созданием на рынке ситуации дефицита. Гендиректор UC Rusal Олег Дерипаска отмечает, что реализация программ по сокращению производства мировыми производителями на фоне растущего спроса на металл уже привела к тому, что в конце 2013 г. глобальный рынок без учета Китая стал дефицитным. Он считает, что эта тенденция усилится в 2014 г., приводятся его слова в сообщении компании по итогам I квартала. В 2013 г. UC Rusal выпустила алюминия на 8% меньше чем в 2012 г., - 3,857 млн т.

По итогам 2013 г. Chalco и Alcoa должны были вывести из производства по 10 и 16% своих мощностей соответственно, это может привести к дефициту металла, который достигнет по итогам 2014 г. примерно 1 млн т. "А это приведет к повышению цен", - говорил ранее Соловьев.

Соловьев отметил, что в 2015 г. UC Rusal намерена снизить производство по сравнению с 2012 г. на 650 000 т. Таким образом, алюминиевый холдинг выпустит в 2015 г. не более 3,55 млн т - самый низкий показатель с 2008 г.

"На сегодняшний день на LME торгуется даже не сам металл, а его возможность рефинансирования - контанго, и она совершенно оторвалась от реальности», - сетовал в ноябре прошлого года Дерипаска в интервью телеканалу «Россия 24». По его словам, цена на бирже одна, а потребители готовы платить на $250-300 больше. "Такого никогда не было, чтобы потребители были готовы заплатить на 17-18% больше, чем биржевая цена. Это говорит о том, что физический спрос выше ожиданий финансовых игроков, спекулянтов, хедж-фондов, которые загоняют цены вниз", - заявил гендиректор UC Rusal.

Если не платить премию к рынку, то срок ожидания физической поставки металла заказчику составляет на LME 500-600 дней, говорит Соловьев. "Например, в Детройте и Флиссингене (крупнейшие склады LME) ситуация именно такая. [...] Мы хотим, чтобы ситуация с ценообразованием пришла в норму, чтобы цена отражала реальное положение спроса и предложения, а не была результатом финансовых спекуляций", - сказал Соловьев.

Ситуацию с ожиданием физических поставок пытался исправить новый акционер LME - Гонконгская фондовая биржа. Новые правила отгрузки, которые могли вступить в силу с апреля 2014 г., предполагали, что отгрузки со складов биржи должны увеличиться на 50%, если очередь на получение товара со склада составляет более 50 дней. Сейчас товар с биржи можно получить не ранее чем через три месяца, а среднее время ожидания в очереди превышает 18 месяцев, указывает LME. Представитель биржи отмечал, что, прежде чем принять такое решение, совет директоров компании провел более 70 консультаций с участниками биржи и проанализировал 30 отчетов о новых правилах работы складов LME.

Однако UC Rusal удалось оспорить в Высоком суде Лондона решение LME. При принятии решения суд счел консультации, которые проводила LME перед принятием новых правил складской политики, «нечестными», а само решение - незаконным. В ходе консультаций LME должны были быть рассмотрены альтернативные предложения, в частности предложение об отмене или ограничении складской ренты за хранение металла.