Великобритания не дала визы российским участникам «Фарнборо»

Международный авиасалон в Фарнборо не сулит России ни крупных контрактов, ни даже серьезного представительства. Две трети участников делегации остались без британских виз
Российская делегация не готовится подписывать крупные контракты на нынешнем «Фарнборо»/ K. Doherty/ REUTERS

Человек, близкий к Airbus, сказал, что, возможно, будут объявления, связанные с Россией. Представители крупнейших российских авиакомпаний - «Аэрофлота», «Ютэйр», «Сибири» (представитель «Трансаэро» не ответил на запрос) - сказали, что не планируют подписывать контракты на «Фарнборо», но гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев еще с одним менеджером, а также гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов с несколькими топ-менеджерами выставку посетят. О проблемах с визами представителям авиакомпаний неизвестно.

Очередной 49-й авиасалон «Фарнборо», который откроется 14 июля в графстве Хэмпшир, опять начинается со скандала. «Посольство Российской Федерации в Великобритании выражает сожаление тем, что срывается приезд основной части российской делегации на международный авиакосмический салон «Фарнборо интернешнл - 2014», принимающей стороной которого является Великобритания», - говорится в сообщении российской дипмиссии. Из него также следует, что некоторые сотрудники Минпромторга, Роскосмоса, Росавиации, а также «Ростеха», ОАК и компаний, входящих в эти структуры, не смогли получить визы.

Менеджер Farnborough Air Show в России и на Украине Александр Велович уточнил, что, по данным на пятницу, только пятеро из 15 членов официальной (правительственной) делегации получили визы. По его словам, по правительственной линии эти люди не получали официальных приглашений посетить выставку. Руководителем всей российской делегации в Фарнборо был назначен замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Получил ли он визу, выяснить не удалось - представитель Минпромторга в воскресенье на звонки не отвечал.

Из 450 аккредитовавшихся на выставке сотрудников компаний не менее 100 человек остались без виз, говорит Велович. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов не планировал посещать выставку. С санкциями в отношении его это не связано, рассказывал «Ведомостям» представитель госкорпорации. По его словам, уровень представительства всегда связан с уровнем контрактов: глобальных соглашений не планируется, поэтому присутствие Чемезова не требуется. Делегацию «Ростеха» возглавит первый заместитель гендиректора госкорпорации Владимир Артяков. Также в состав делегации входит управляющий директор по авиационным проектам корпорации Алексей Федоров. Кто из них остался без виз, тоже неизвестно - в воскресенье представители «Ростеха» на звонки не отвечали. Но менеджер «Ростеха» уточнил, что многие сотрудники госкорпорации и ОАК не получили визы, также без виз остались две трети делегации Рособоронэкспорта, а вот делегация «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) визы получила. По словам Веловича, всего на выставку аккредитовались специалисты примерно из 50 российских компаний, в том числе ОАК, «Ростех», «Вертолеты России», ОДК, КРЭТ, «ВСМПО-Ависма», «Рособоронэкспорт», Объединенная российская ракетно-космическая корпорация (и еще около дюжины предприятий Роскосмоса; российская экспозиция в космическом павильоне самая большая) и др.

По словам представителя ОАК, корпорация представит один натурный образец - Superjet авиакомпании «Ютэйр». Представитель «Ютэйр» уточнил, что речь идет об одном из двух самолетов, изготовленных для дочернего перевозчика - «Ютэйр-экспресса». Компания готовится к их приемке. Менеджер Farnborough Air Show, представители «Ростеха», ОАК, «Фарнборо», а также их коллеги из Airbus и Boeing отказались обсуждать возможные контракты.

На «Фарнборо» ГСС планирует подписать допсоглашение с мексиканской InterJet еще на 10 SSJ100, сказали «Ведомостям» два человека, близких к ГСС и ОАК. У InterJet есть контракт на 20 самолетов. Кроме этого ГСС может подписать несколько соглашений с авиакомпаниями из стран СНГ и Юго-Восточной Азии - детали соглашений дорабатываются, сказал человек, близкий к ГСС. По данным человека, близкого к ОАК, речь идет об авиакомпании из Казахстана.