Бизнес
Бесплатный
Мария Киселева|Филипп Стеркин
Статья опубликована в № 3863 от 01.07.2015 под заголовком: Бенефициар Сибири

«Аэрофлот» может лишиться транссибирских роялти

Деньги нужны на модернизацию системы навигации и субсидии самой авиакомпании

Правительство продолжает искать способ лишить «Аэрофлот» платы, которую ему перечисляют иностранные авиакомпании за полеты над Сибирью, – так называемых транссибирских роялти. В проекте «Основных направлений бюджетной политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.» (копия документа есть у «Ведомостей») за счет этих выплат предлагается финансировать модернизацию системы навигации в России, льготные перевозки, которые выполняет «Аэрофлот» в труднодоступные регионы, а также открытие новых маршрутов на отдаленные территории. Это позволит бюджету сэкономить 1,5 млрд руб., которые предусмотрены на субсидирование авиаперевозок, отмечено в документе.

Счетная палата недовольна

В конце февраля Счетная палата назвала неэффективным использование Росавиацией средств на программу модернизации системы ОрВД. Значительная часть финансовых ресурсов, выделенных Росавиации на реализацию программных мероприятий, в течение года практически была заморожена, писала Счетная палата. С обязанностями поставщика оборудования не справлялся «Алмаз-Антей».

Представитель Минфина не ответил на запрос. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Иностранные авиакомпании платят за полеты из Европы в Азию с середины 1970-х гг., когда СССР открыл им самый короткий маршрут – над Сибирью. Бенефициаром сделки стало единственное авиапредприятие страны – «Аэрофлот». После распада СССР система транссибирских платежей сохранилась, и деньги по-прежнему получал «Аэрофлот». Оценка сумм сборов разнится – от $300 млн (оценка источника «Ведомостей», данная год назад) до $500 млн (оценка, данная источниками «Ведомостей» несколько лет назад). Источник, близкий к «Аэрофлоту», говорит, что «подавляющая часть» оплаты за пролет над Сибирью не попадает в прибыль авиакомпании, а идет на финансирование различных государственных программ. По расчетам аналитика ВТБ Елены Сахновой, около $150–200 млн компания возвращает государству, около $200–300 млн остается в компании. Эти $200–300 млн за вычетом налога на прибыль учитываются при расчете чистой прибыли, говорит аналитик.

Какую часть транссибирских роялти Минфин предлагает направить на модернизацию системы навигации, в документе не сказано. Программа модернизации единой системы организации воздушного движения рассчитана на 2009–2020 гг. и финансируется в том числе из внебюджетных источников: в частности, за счет доходов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от обеспечения навигации. По паспорту программы на нее предполагалось потратить 90,9 млрд руб., в том числе из бюджета – 59,1 млрд руб. Но с финансированием программы возникли проблемы (см. врез).

«Аэрофлот»

Авиакомпания
Основные акционеры – Росимущество (51,17%), «Ростех» (3,5%). Капитализация – 42,5 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 319,8 млрд руб., Чистый убыток – 17,1 млрд руб.

Второе направление, где могут пригодиться «пролетные», – субсидирование авиаперевозок в труднодоступные регионы. 1,5 млрд руб., которые могут быть высвобождены за счет перераспределения роялти, – это сумма, которую «Аэрофлот» должен получить в этом году за перевозки пассажиров на Дальний Восток и в Калининград, пояснил представитель Росавиации.

Государство не первый раз изучает возможность лишить «Аэрофлот» «пролетных». Идея сделать получателем роялти Госкорпорацию по ОрВД вместо авиакомпании обсуждалась еще в 2013 г., но так и не была реализована. Вопрос сохранения роялти связан, хоть и не напрямую, с запланированной приватизацией «Аэрофлота», считает Сахнова: государство не захочет отдавать деньги частной авиакомпании.