«Трансойл» и «Лукойл-транс» перевезли углеводородов больше конкурентов

«Трансойл» увеличил перевозки благодаря контракту с «Новатэком», «Лукойл-транс» – арендованным вагонам
Рост перевозок «Лукойл-транса» источник, близкий к оператору, объясняет тем, что компания сама начала оперировать вагонами/ Д. Абрамов/ Ведомости

Трансойл» и транспортная «дочка» «Лукойла» «Лукойл-транс» увеличили перевозки в первом полугодии на 12% до 33 млн т и на 26% до 11,5 млн т, сообщил «Трансойл» и подсчитало агентство «Infoline-аналитика» (см. таблицу). Остальные операторы, кроме Rail Garant, перевозки сократили.

«Трансойл» нарастил перевозки за счет светлых нефтепродуктов – их объемы увеличились на 17% до 17,2 млн т (это 52% от общего объема), рассказывает представитель оператора. Вдвое увеличились перевозки газового конденсата со станции Лимбей (там находится Пуровский завод по переработке конденсата) в порт Усть-Луга по контракту с «Новатэком». Детали контракта представитель оператора не раскрыл. Бизнесмен Геннадий Тимченко имеет доли как в «Трансойле», так и в «Новатэке». Представитель «Новатэка» на вопросы «Ведомостей» не ответил. «Трансойл» за полгода увеличил и парк цистерн в управлении – на 12% до 42 800.

Рост перевозок «Лукойл-транса» источник, близкий к оператору, объясняет тем, что компания сама начала оперировать вагонами. Такая стратегия при текущих арендных ставках (они с начала года снизились на 50% до 400–600 руб. за цистерну в сутки) оправданна, ведь предложение цистерн сейчас значительно превышает спрос, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас в управлении у «Лукойл-транса» более 24 000 цистерн, рассказал источник, близкий к оператору. «Лукойл» в своих материалах по итогам работы за I квартал (за первое полугодие компания еще не отчиталась) сообщил о сокращении расходов на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 16,1% ($250 млн) из-за девальвации рубля. При этом затраты на перевозки по железной дороге сократились сильнее других. Тарифы на трубопроводную транспортировку нефти снизились на 36,9%, на железнодорожную – на 40%, ставки морских перевозок – на 58,9%. Ставки на перевозку нефтепродуктов по морю сократились на 17,3%, приводятся данные в материалах «Лукойла». Представитель «Лукойла» на вопросы не ответил.

По данным РЖД, перевозки нефтяных грузов в первом полугодии снизились на 0,9% до 126,9 млн т. В 2014 г. они, напротив, росли на 2,5% до 256,5 млн т. Правда, в первом полугодии выросла перевалка нефтяных грузов через порты. По данным Ассоциации морских торговых портов, перевалка наливных грузов выросла на 6,4% до 183,6 млн т. В том числе нефти – до 101,6 млн т (+6,1%), нефтепродуктов – до 73,7 млн т (+7,9%) и сжиженного газа – до 6,5 млн т (+1,2%). Экспорт нефти растет из-за налогового маневра. Также увеличивается переработка, в России сформировался профицит дизельного топлива. Нефтяные компании, увеличивая перевалку, стараются сэкономить на транспортировке и переориентируются на более дешевый, чем железная дорога, речной и трубопроводный транспорт, отмечает Бурмистров.