Украина и Россия могут прекратить авиасообщение

Украина запрещает большинству российских авиакомпаний летать в свои аэропорты. Россия грозит ответным запретом
Улететь из Москвы в Киев скоро можно будет только с пересадкой/ А. Махонин/ Ведомости

Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах» – так объяснил запрет российским авиакомпаниям летать на Украину премьер страны Арсений Яценюк (его цитирует пресс-служба кабинета министров). «Приняли решение о запрете полетов российских авиакомпаний, в первую очередь компаний «Аэрофлот» и «Трансаэро»», – заявил премьер. Госавиаслужба Украины начала информировать российские авиакомпании, попавшие в санкционный список, что им не выданы разрешения на выполнение рейсов в украинские города с начала зимней навигации 2015/16 г., т. е. с 25 октября, говорится на сайте Госавиаслужбы.

Санкции против 25 российских авиакомпаний (все крупные авиакомпании, кроме «Ютэйр») ввел президент Украины Петр Порошенко указом от 15 сентября: им ограничен или запрещен транзит, полеты и перевозки на территории Украины. Транзитные полеты запрещены, если перевозятся «товары военного назначения, двойного назначения или российская военная живая сила». «Речь [также] идет о полетах в украинские аэропорты: не транзит, а прилеты в украинские аэропорты», – уточнила вчера пресс-секретарь министерства инфраструктуры Кристина Николаева (ее цитирует «РИА Новости»).

Кто летает

В зимнем расписании у «Аэрофлота» 35 рейсов Москва – Киев в неделю, у «Трансаэро» – 25, у S7 и «Ютэйр» – по 7, у МАУ – 13. На направлении Москва – Одесса в зимнем расписании «Аэрофлот» (21 рейс в неделю) и «Трансаэро» (7). «Ютэйр» выполняет рейс Москва – Львов (7), а МАУ – Киев – Калининград и Киев – Санкт-Петербург (по 13). Из Санкт-Петербурга в Киев летает «Россия» (7). В зимнее расписание допуск на маршрут Москва – Киев получили украинская «Янэйр» (7 раз в неделю) и «Саратовские авиалинии» (2).

«Аэрофлот» оповестит пассажиров о порядке возврата билетов, как только получит уведомление от авиавластей Украины, сказал представитель перевозчика. Представитель «Ютэйр» от комментариев отказался. Получить комментарии представителя «Трансаэро» и группы S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») не удалось.

«Прекращение авиасообщения между Россией и Украиной было бы очередным актом безумия», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (цитата по «Интерфаксу»). «Мы пока, на сегодняшний день, не получили еще официального разъяснения и официальных запретов, но, как только мы их получим, мы введем ответные меры, и украинские авиакомпании также не будут допущены к полетам на территории России», – сказал в интервью программе «Вести в субботу» министр транспорта Максим Соколов. В 2008 г. авиасообщение между Россией и Грузией прекратилось чуть ли не в один день, вспоминает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Но тогда это прошло незаметно, так как между Москвой и Тбилиси было всего несколько рейсов в день, говорит эксперт.

Получить комментарии представителя «Международных авиалиний Украины» (МАУ) не удалось. Ранее перевозчик оценивал убытки от санкций и возможных встречных действий России в $35 млн в год (об этом писал «Интерфакс»). Аэропорт Киева «Жуляны» потеряет около 30% доходов из-за ухода российских авиакомпаний, заявил украинскому «Лигабизнесу» председатель совета директоров аэропорта Денис Костржевский.

За семь месяцев 2015 г. российские авиакомпании перевезли на Украину 303 000 человек и обратно в Россию 287 000 человек, по направлению Москва – Киев и обратно перевезено около 392 000 человек, сообщил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. Причем, как сказал Соколов, около 40% тех, кто прибывал в Москву с Украины рейсами «Аэрофлота», следовали дальше. Тем, кто летал транзитом через Москву в Азию, придется выбирать других перевозчиков, например Turkish Airlines, говорит директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок.

При средней стоимости билета экономического класса в одну сторону по маршруту Москва – Киев в 6000–7000 руб. недополученную выручку всех российских авиакомпаний за три месяца можно оценить в 1,5–1,8 млрд руб., подсчитал Рыбак. «Это не так мало, учитывая тяжелое состояние отрасли», – подчеркнул он. Например, полугодовая выручка «Аэрофлота» в этом году – 176,5 млрд руб. (за I квартал компания не отчитывается). К тому же российские авиакомпании потеряют часть рынка, в первую очередь транзитного, говорит Парфененок. Те, кто выбирал украинские аэропорты как пункты пересадки при полетах в Европу, предпочтут Air Baltic, Estonian Air или «Белавиа», считает Парфененок.