«Роснефть» будет управлять экспортным трубопроводом в Иракском Курдистане
Компания также получит доли в пяти проектах в автономии«Роснефть» и правительство Курдского автономного района Ирака в пятницу подписали обязывающие соглашения. «Роснефть» получает доступ к управлению региональной транспортной системой мощностью 700 000 барр. в сутки (35 млн т в год) с планируемым расширением до более чем 1 млн барр. (50 млн т) до конца 2017 г., говорится в сообщении компании. В 2016 г. всего Ирак добыл 225 млн т нефти. «Это крупный трубопровод с возможностью развития. Нефть по нему поставляется в Турцию», – сказал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
В феврале «Роснефть» и правительство Иракского Курдистана подписали соглашение о сотрудничестве в области разведки, добычи, инфраструктуры, логистики и трейдинга углеводородов, контракт на поставку нефти. В частности, Rosneft Trading S.A. договорилась покупать у Курдистана по предоплате нефть в период с 2017 по 2019 г. Объем поставок не раскрывался. Курдская нефть поставляется на НПЗ «Роснефти» в Германии. Компания владеет долями в трех немецких НПЗ, контролирует более 12% нефтеперерабатывающих мощностей, общая переработка которых – 12,5 млн т в год.
Для немецких заводов «Роснефть» закупает нефть на международном рынке, говорится в ее отчете. В 2015 г. было куплено 12,6 млн т (+28,8% к 2015 г.) на 248 млрд руб. «Контракт позволит обеспечить сырьем расширяющуюся международную сеть НПЗ «Роснефти» и повысить их эффективность», – прокомментировал сделку с Иракским Курдистаном главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
Поставки в Таиланд
Rosneft Trading S.A. и PTT Public Company Limited (Таиланд) в пятницу подписали долгосрочный контракт на взаимные поставки до 200 млн т нефти до 2037 г.
Курдистан лишь формально подчиняется Багдаду, напоминает политолог Алексей Макаркин. В 2014 г. возник конфликт между властями Ирака и курдами: курды начали экспортировать нефть без согласия Багдада, посчитав, что Ирак не выполняет обязательства по перечислению им средств от продажи нефти. В прошлом году стороны начали переговоры. У «Роснефти» есть контракт и в Ираке. Макаркин не исключает, что у компании могут возникнуть сложности с центральным правительством Ирака. «Курдистан полностью действует в рамках своих полномочий. В целом отношения между центральным правительством Ирака и Курдистаном очень корректные», – говорит Леонтьев.
В пятницу «Роснефть» и правительство Курдского автономного района также договорились о разделе продукции в отношении пяти блоков «с существенным геологическим потенциалом, а также обозначили перспективы по другим направлениям сотрудничества в области разведки и добычи, в том числе в газовой отрасли». О каких проектах идет речь, компания не сообщает. Лишь указывает, что выходит на один из наиболее перспективных регионов с ожидаемыми извлекаемыми запасами на уровне 45 млрд барр. нефти и 5,66 трлн куб. м газа (по оценке министерства природных ресурсов Курдского автономного района). По данным ВР, запасы нефти в Ираке оцениваются в 143,1 млрд барр., газа – 3,7 трлн куб. м. Кроме «Роснефти» в Иракском Курдистане работает «Газпром нефть».
Ирак – одна из самых больших стран по запасам нефти, Курдистан – часть нефтегазоносной провинции страны, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров: «Этот регион дешевый с точки зрения геологоразведки и добычи, поэтому он очень привлекателен на фоне падения цен на нефть».