Пассажиров разорившихся авиакомпаний могут развезти за счет роялти «Аэрофлота»

Фонд помощи пассажирам обанкротившихся перевозчиков могут наполнить из платежей за перелеты над Сибирью
«Аэрофлот» де-факто уже финансирует разорившиеся авиакомпании, теперь это будет и де-юре /Марина Лысцева

Создать фонд, чтобы финансировать вывоз пассажиров разорившихся авиакомпаний, предложил в конце сентября руководитель Росавиации Александр Нерадько, отчитываясь в Госдуме о ситуации с «ВИМ-авиа». Чтобы наполнить фонд, Нерадько предложил установить надбавку в 10 руб. к каждому авиабилету. За год с учетом трафика российских авиакомпаний (в 2017 г. ожидается не менее 100 млн человек) таким образом можно собрать 1 млрд руб., сказал он.

Но 4 октября председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сообщил на совместном брифинге с министром транспорта Максимом Соколовым, что создание страхового фонда не приведет к росту цен на билеты и что он будет сформирован из внебюджетных источников.

Обсуждается идея сформировать фонд за счет транссибирских роялти «Аэрофлота» (см. график), которые национальный перевозчик еще с советских времен получает от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию, рассказали два человека, близких к Минтрансу, и два депутата Госдумы из комитета по транспорту. Собеседники, близкие к Минтрансу, добавляют, что обсуждается сумма около 2 млрд руб., которая разово наполнит фонд.

Рабочее название фонда – «Авиапомощь» (по аналогии с фондом «Турпомощь»), средства могут быть просто зарезервированы «Аэрофлотом» и оперативно направляться для решения ситуаций, подобной проблемам с «ВИМ-авиа», это не скажется на стоимости билетов и не потребует бюджетных средств, говорит собеседник, близкий к Минтрансу.

Фонд нужен, чтобы финансировать полеты разорившихся авиакомпаний. У «ВИМ-авиа» 26 сентября не осталось средств на заправку самолетов, при этом было продано 196 000 билетов, в том числе 39 000 туристов оставались за границей. Массовые задержки и отмены рейсов начались уже 22 сентября, активный развоз пассажиров при помощи других авиакомпаний и бюджета – 28 сентября. Коллапса избежать не удалось: у 14 000 туристов, по оценке Ассоциации туроператоров России, был просрочен обратный вылет в среднем на двое суток, десяткам тысяч пассажиров регулярных рейсов был задержан вылет. Человек, близкий к руководству «ВИМ-авиа», оценивал, что для развоза всех пассажиров с билетами необходимо около 800 млн руб. В 2015 г. «Аэрофлот» на развоз 2 млн пассажиров «Трансаэро» своими и ее бортами потратил 17 млрд руб.

Дополнительных затрат «Аэрофлот» не понесет – он и так часть роялти перечисляет Росавиации, на фонд возьмут из этой части, уверяет другой человек, близкий к министерству. По словам собеседника, идея весьма симпатична Минтрансу и Росавиации.

«Данный вопрос прорабатывается рабочей группой на площадке Минтранса», – ответил представитель министерства на вопросы, каким будет источник фонда и будут ли это роялти «Аэрофлота». Представители Росавиации и «Аэрофлота» от комментариев воздержались.

«Аэрофлот» платежи иностранных перевозчиков в отчетности по МСФО классифицирует как «доходы по соглашениям с авиакомпаниями» в разделе «прочая выручка» – в 2016 г. они составили 35,9 млрд руб. (см. график). «Росавиация может направить в фонд часть средств от роялти, но за счет чего она будет финансировать свои учебные заведения, их материально-техническую базу?» – рассуждает человек, близкий к группе «Аэрофлот». Сам «Аэрофлот» роялти направляет на поддержку отечественного авиапрома (берет в лизинг самолеты SSJ100 и в перспективе возьмет МС-21) и повышение транспортной доступности – именно за счет роялти компания смогла ввести низкие «плоские» тарифы на Дальний Восток, в Крым и Калининград, добавляет собеседник.

Против создания фонда за счет даже небольшой надбавки к цене билетов резко выступают авиакомпании, рассказали топ-менеджеры трех перевозчиков. Такая форма несправедлива по сути: надежные авиакомпании, не ведущие авантюрной политики, в том числе лидеры рынка, оплачивали бы чужие риски, поясняет один из них. Авиаперевозки низкомаржинальны, 10 руб. с билета может оказаться всей прибылью какой-нибудь небольшой авиакомпании, говорит другой собеседник. Действенной мерой был бы не фонд, а реальный контроль за финансово-экономическим состоянием авиакомпаний и персональная ответственность менеджмента и владельцев за такие ситуации, считает собеседник, близкий к группе «Аэрофлот».

«Аэрофлот» из своих роялти по заявкам Росавиации уже финансирует работу «ВИМ-авиа» – решение об этом было принято 28 сентября. За это время «ВИМ-авиа» перевезла около 15 000 пассажиров, сколько «Аэрофлот» успел потратить, ни он, ни Росавиация не раскрывают. Перевозка одного пассажира стоит в среднем 5000 руб., оценивал топ-менеджер крупного аэропорта.