Казахский партнер Романа Троценко по «Новапорту» может продать акции холдинга

Аэропортовый холдинг может провести IPO или привлечь стратегического инвестора
Основной пассажиропоток «Новапорту» обеспечивают сибирские аэропорты /Максим Слуцкий

Холдинг «Новапорт» может провести IPO или привлечь стратегического инвестора после консолидации 20 аэропортовых активов, рассказал совладелец «Новапорта» Роман Троценко (его слова передал «Интерфакс»). «Это один из возможных вариантов <...> Думаю, решение будем принимать в следующем году», – заявил Троценко.

«Новапорт» – совместная компания Троценко, чье состояние оценивается в $1,6 млрд, и казахского инвестфонда Meridian Capital. Партнеры владеют холдингом через кипрскую T.S. Trans Siberia Co Limited на паритетных началах. Бенефициары фонда не раскрываются. «Это хорошо организованные технократы с прекрасным европейским образованием. Мы знакомы еще по Казахстану», – рассказывал Троценко Forbes. Бизнесмен работал в Алма-Ате на рубеже 1980 – 1990-х гг. Forbes писал, что среди владельцев Meridian Capital – бывшие топ-менеджеры Казкоммерцбанка Аскар Алшинбаев, Евгений Фельд и Сауат Мынбаев.

Сейчас «Новапорт» владеет 14 аэропортами, в том числе крупнейшими – Новосибирска, Минеральных Вод, Калининграда, Челябинска, Перми. Их суммарный пассажиропоток составляет примерно 17–18 млн человек в год. Цель – обслуживать к 2021 г. 24,3 млн человек, в том числе 3 млн – благодаря новым приобретениям. «Новапорт» начался в 2004 г. с покупки 38% акций новосибирского аэропорта «Толмачево-1», который в то время испытывал проблемы. «Чем хуже в начале, тем лучше в конце», – описывал Троценко свою стратегию Forbes. Активная экспансия «Новапорта» началась в 2011 г., когда были куплены контрольные пакеты «Толмачево», аэропорта Астрахани и Волгограда. В 2012–2016 гг. холдинг вложил 20,8 млрд руб. в разные виды деятельности: аэродромную инфраструктуру (8,6 млрд руб.), аэропортовые объекты (12,2 млрд руб.), говорится в презентации «Новапорта». «Новапорт» развивался в основном на свои деньги, вложив в аэропорты более $500 млн, рассказывал Троценко Forbes. Инвестиции распределились между акционерами примерно поровну, уточнял близкий к ним источник. В 2013 г. холдинг даже изучал возможность приобретения московского аэропорта «Домодедово», но сделка не состоялась.

Региональный лидер

«Новапорт» – крупнейший в России аэропортовый холдинг по количеству пассажиров, не считая Московский авиаузел. Аэропорты принадлежащего Олегу Дерипаске «Базового элемента» (включает холдинг «Базэл аэро» и отдельно аэропорты Владивостока и Красноярска) в 2017 г. приняли 15,3 млн пассажиров, холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга – 11,8 млн человек.

Задача провести IPO «Новапорта» стоит уже несколько лет, но 2015–2016 годы были кризисными, а в прошлом началось восстановление, поэтому сейчас можно вернуться к этой идее, рассказал «Ведомостям» менеджер «Новапорта». Продавать свою долю, скорее всего, будет Meridian – это финансовый инвестор, ему размер пакета не принципиален, продолжает менеджер «Новапорта». Троценко снижать свою долю не планировал, добавляет он. О том, что Meridian готов снизить долю в «Новапорте» или вовсе ее продать, слышал и топ-менеджер крупного многопрофильного российского инвестфонда. Запрос в Meridian остался без ответа.

«Новапорт» раскрывает финансовые показатели лишь частично. Так, в 2016 г. холдинг имел выручку в 20 млрд руб. и 7,2 млрд руб. EBITDA. Размер долга холдинга неизвестен.

«Холдинг быстро растет. А инвесторов привлекают растущие бизнесы», – говорит аналитик АКРА Александр Гущин. Финансовые показатели у холдинга неплохие, но интерес инвесторов будет в конечном счете определяться и размером долга, который «Новапорт» не раскрывает, добавляет Гущин. «Новапорт» – привлекательный актив, инвесторам нравятся транспортные инфраструктурные компании. Интерес к нему будет, главный вопрос – это цена», – говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. Оба эксперта не берутся оценить стоимость «Новапорта». «Никаких оценок бизнеса еще не делалось, базой для оценки аэропортов является пассажиропоток – 1300–2000 руб. за каждого пассажира. Потом учитывается еще множество факторов: эффективность, размер долга и др.», – говорит менеджер «Новапорта».