Продажи пива в России выросли впервые за 11 лет

Помогли теплое лето и чемпионат мира по футболу
За пиво сыграли жара и футбол/ Евгений Разумный / Ведомости

В 2018 г. продажи пива в России впервые выросли за последние 11 лет на 3%, сообщила датская Carlsberg Group, крупнейший на российском рынке производитель пива (представлен здесь пивоваренной компанией «Балтика»). Рост продаж подтверждает и Nielsen: они выросли на 7,5% в городской и сельской местности, уточнила директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич. Росстат зафиксировал также и рост производства – на 2,5% до 774,7 млн дал. Росалкогольрегулирование, напротив, отмечает сокращение как продаж, так и производства – на 2,2 и 0,4% соответственно. Представители AB InBev Efes и Heineken цифры ни по рынку, ни по своим компаниям не предоставили. Представитель крупнейшего в стране продовольственного ритейлера – X5 Retail Group также подтверждает: продажи пива растут.

«Балтика» связывает рост прежде всего с хорошей погодой в летние месяцы и чемпионатом мира по футболу, проходившим в России с 14 июня по 15 июля. Всплеск в III квартале был настолько высоким, что позволил завершить год в плюсе, следует из сообщений компании. Пиво – традиционный напиток для спортивных мероприятий, поэтому его потребление в этот период растет, а пивные компании на период их проведения увеличивают маркетинговую активность, объясняет старший директор по стратегии и развитию бизнеса «Балтики» Павел Еранкевич.

Официальный спонсор чемпионата – Anheuser-Busch InBev продажи по России не раскрывает. Однако благодаря активности во время чемпионата выручка его бренда Budweiser за пределами США выросла более чем на 10% во II квартале, рассказывал в августе президент Anheuser-Busch InBev Карлос Брито. Сказался и эффект низкой базы 2017 г., когда рынок просел из-за запрета производства и продажи пива в пластиковой таре объемом более 1,5 л и холодного лета, напоминает Дашкевич.

Кроме того, в 2018 г. не повышалась ставка акциза на пиво и не ужесточалось регулирование рынка, добавляет представитель AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Падение пивного рынка на протяжении последних 10 лет пивовары неоднократно связывали именно с ужесточением регулирования – в частности, семикратным ростом акциза, ограничением продаж и рекламы пива. В итоге его продажи и производство за 10 лет упали на треть, согласно Росстату.

Улучшить положение в прошлом году помогло и нишевое пиво – безалкогольное, крафт и специальные сорта. С каждым годом их доля в продажах растет, указывает Еранкевич. Продажи крафтового пива растут заметнее всего и доля на рынке малых и средних пивоваров увеличивается и уже превышает 40%, подчеркивает представитель Heineken Кирилл Болматов и подтверждает совладелец крафтовой пивоварни «Глэтчер» Игорь Хавский. Представитель X5 Retail Group отмечает заметный рост продаж разливного пива.

Однако причины, которые привели к росту рынка, касались только прошлого года, о переломе динамики рынка говорить рано, считает Еранкевич. Прогнозы на 2019 г. пивовары не дают. По мнению директора исследовательской компании ЦИФРРА Вадима Дробиза, многолетнее падение потребления пива связано с демографическим кризисом – число молодежи, основных потребителей пива, с 2008 г. сокращалось. Восстановления потребления пива он ожидает не раньше 2020 г.

Чтобы ситуация с потреблением пива не ухудшалась, необходимо, чтобы государство не ужесточало регулирование пивного рынка, говорит Еранкевич. «В отношении 2019 г. мы настроены позитивно: если не будут введены дополнительные регуляторные ограничения, можно рассчитывать на дальнейшую стабилизацию и рост», – согласен Дурдыев. Дискуссия о необходимости ужесточения регулирования пивного рынка шла весь прошлый год. Минфин рассматривает новые меры – введение реестра производителей, ужесточение требований к использованию средств измерения и учета, – а также обсуждает возможность введения маркировки пива, сообщал «Ведомостям» в конце января представитель ведомства. 6 февраля его представитель не ответил на запрос «Ведомостей».

Чем запомнился чемпионат мира–2018