В «Газпроме» появились новые кураторы экспорта и внутреннего рынка

Монополия обновила состав правления
Теперь весь экспорт «Газпрома» – уже в должности зампреда правления – будет курировать Елена Бурмистрова. Весь комплекс задач, относящихся к производству и сбыту внутри России, теперь будет в ведении Виталия Маркелова/ Максим Стулов / Ведомости

«Газпром» объявил имена преемников ушедших в отставку в конце февраля сразу двух ключевых зампредов правления – Александра Медведева и Валерия Голубева. Вдвоем они отвечали фактически за весь сбытовой комплекс монополии: Медведев – за экспорт в дальнее зарубежье, Голубев – за внутренний рынок и СНГ, а также взаимодействие с органами власти.

Теперь весь экспорт «Газпрома» будет курировать зампред правления Елена Бурмистрова. Фактически она уже занималась этой работой в должности гендиректора ООО «Газпром экспорт», которую занимает с 2014 г. Из сообщения «Газпрома» следует, что свою позицию в «Газпром экспорте» Бурмистрова сохранит. Медведев в свое время также совмещал эти позиции. Но в отличие от него Бурмистровой доверен весь экспорт, включая поставки в ближнее зарубежье.

Весь комплекс задач, относящихся к производству и сбыту газа внутри России, теперь будет в ведении еще одного зампреда правления «Газпрома» – Виталия Маркелова. Он будет курировать «производственный блок, включая вопросы разведки, добычи, транспортировки и подземного хранения, переработки углеводородов и сбыта на внутреннем рынке, электроэнергетику, а также вопросы взаимодействия с органами власти», говорится в сообщении «Газпрома». По сути, Маркелову полностью передан функционал Голубева, но он перестанет заниматься инвестиционной программой.

Формирование и выполнение инвестиционной программы были прерогативой зампредов Маркелова, Андрея Круглова (курировал финансовый блок), а также начальника департамента 121 (управление закупками) и гендиректора «Газпром закупки» Михаила Сироткина. Теперь это направление передано под контроль нового зампреда правления «Газпрома» Олега Аксютина. Кроме того, в его задачи будет входить курирование вопросов стратегического развития, долгосрочного планирования, проектирования и закупок. До назначения Аксютин руководил департаментом 123, который занимался стратегией «Газпрома».

Также «Газпром» объявил об отставке Круглова «в связи с переходом на государственную службу». Новым местом работы Круглова будет Минфин, знает федеральный чиновник. Кто вместо Круглова будет курировать финансовый блок, «Газпром» не уточняет.

Новые зампреды – люди из команды предправления «Газпрома» Алексея Миллера, сходятся во мнении двое знакомых топ-менеджеров «Газпрома». «Давайте говорить прямо: на сегодняшний день у Алексея Борисовича достаточно сил для того, чтобы не допускать чужих людей на свою поляну, – говорит один из них. – Общие черты последних назначений в компании – технологичность, навыки внедрения новых технологий и реальный опыт работы, в том числе международной». Аксютин с 2013 г. – генеральный директор South Stream Transport B.V., оператора строительства «Южного потока», а затем «Турецкого потока», напоминает собеседник: «Он большой специалист. Закупки, проектная работа – все это по международным стандартам, опыта у него достаточно. Теперь его просто нужно будет масштабировать на всю компанию».

«Никакого серьезного передела [сфер влияния в «Газпроме»] не произошло. Обязанности двух ушедших зампредов были перераспределены внутри действующей команды», – считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Передача экспортного блока в управление Бурмистровой было наиболее ожидаемым из всех кадровых решений, считают собеседники. Ее назначение свидетельствует о желании сохранить преемственность. «Да, будет больше гибкости в экспортной стратегии «Газпрома», но это будут предсказуемые решения, без каких-то радикальных изменений», – считает один из собеседников.

Именно Бурмистрова была архитектором контракта на поставки газа в Китай по «Силе Сибири», который в этом году начинает действовать, напоминает один из собеседников. «Ее назначение зампредом по внешнеэкономической деятельности явно сигнализирует о важности азиатского направления для «Газпрома». А может быть и желание вдохнуть новый импульс в застопорившиеся переговоры по западному и дальневосточному маршрутам поставок в Китай, предполагает он. С другой стороны, за время руководства Бурмистровой в «Газпром экспорте» изменилась работа «Газпрома» с Европой, подчеркивает он. «Создание трейдингового подразделения, появление новых торговых инструментов, краткосрочное бронирование труб, постепенный отход на ряде направлений от практики долгосрочных контрактов. На сегодняшний день это то, что европейские потребители хотят видеть от «Газпрома», – продолжает собеседник. Кроме того, возможно, в «Газпроме» рассчитывают и на прогресс на украинском направлении, не случайно в сообщении концерна подчеркивается, что Бурмистрова будет отвечать и за ближнее зарубежье, резюмирует собеседник.

«Бизнес-модель, контрактная работа, развитие инструментов – да, это к Бурмистровой. Но если говорить об экспорте как о политике, не она будет решать эту задачу», – убежден другой собеседник.

«Я бы не ждал существенного изменения в отношениях между «Газпромом» и партнерами, – говорит старший директор Fitch Дмитрий Маринченко. – То, что Бурмистрова давно работает в компании и по факту курировала экспорт, должно обеспечить преемственность в политике компании».

В год, когда планируется достроить новые экспортные трубопроводы, для «Газпрома» крайне важно, чтобы их запуск прошел без проблем в отношениях с Западом, добавляет один из собеседников. «И не стоит недооценивать переговорные способности Бурмистровой, – говорит он. – Она жесткий переговорщик и вряд ли уступит хоть на йоту, если речь идет о важном для «Газпрома» принципе».