Статья опубликована в № 4913 от 04.10.2019 под заголовком: Смотрины для подшипников

РСПП предлагает не спешить с переводом вагонов на кассетные подшипники

Сначала нужно доказать целесообразность такого перехода, считают в союзе

РСПП предлагает приостановить принятие решения о переводе грузовых вагонов на использование кассетных подшипников вместо более распространенных роликовых. Предполагается, что процедура будет обязательной для всех российских вагонов с 2021 г. при прохождении капитального ремонта с заменой колес. По мнению РСПП, нужно создать рабочую группу, чтобы рассмотреть целесообразность перехода: исследований, подтверждающих необходимость тотальной замены, а также анализирующих использование кассетных подшипников в типовых вагонах, нет. Такие аргументы изложены в протоколе заседания подкомитета по транспорту и логистике комитета по международному сотрудничеству РСПП, с копией которого ознакомились «Ведомости». Его содержание подтвердил представитель РСПП. О своей позиции союз намерен уведомить Минтранс.

Перевод грузовых вагонов на кассетные подшипники поддержан не только Минтрансом, Росжелдором и Ространснадзором, но и Минпромторгом, владельцами инфраструктуры общего пользования, вагоноремонтным комплексом, объединением вагоностроителей, производителями цельнокатаных колес, а также операторами, владеющими более 30% парка грузовых вагонов, перечисляет представитель Минтранса. Но министерство готово рассмотреть идею создания рабочей группы «при условии нацеленности ее участников на конечный результат».

На 1 сентября в России было зарегистрировано 1,15 млн грузовых вагонов, в большинстве (около 90%) используются роликовые подшипники, приводит данные РСПП. Кассетные изначально используются в вагонах с повышенной грузоподъемностью (10% парка). Переход всех вагонов на кассетные подшипники займет около 10 лет, по прогнозу Минтранса. И обойдется в 280–320 млрд руб., подсчитал РСПП. Оценка Института проблем естественных монополий скромнее – 100 млрд руб.

Кассетные подшипники служат дольше, чем роликовые, такие вагоны реже приходится внепланово ремонтировать, объясняет представитель Минтранса. Затраты на установку новых роликовых подшипников составят 85 000 руб., а кассетного в сопоставимый период (16 лет) – 63 000 руб., приводит он данные.

По оценке РСПП, стоимость эксплуатации кассетного подшипника в типовом вагоне будет выше «в несколько раз». Перевод на них всех вагонов резко увеличит издержки операторов и грузовладельцев, создаст неконкурентные условия для российских компаний, опасается союз. Его также беспокоит неразвитый сервис для обслуживания колес с кассетными подшипниками, невысокая локализация мощностей по их выпуску, риск дефицита подшипников и галопирующего роста цен на них. Кассетные подшипники в России собирают заводы шведской SKF, американской Timken и «ЕПК-Бренко» (СП Европейской подшипниковой корпорации и американской Amsted Rail). Их локализация составляет 40–85%, приводил данные Минтранс, производителям было рекомендовано увеличить локализацию до 100%. Ежегодно заводы выпускают около 500 000 кассетных подшипников и готовы к 2021 г. нарастить производство до 1,2 млн шт. – до уровня ожидаемой потребности, цитировал «Гудок» начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Михаил Сапетов.

Оснащение кассетными подшипниками вагонов, находящихся в эксплуатации, должно быть добровольным, считает заместитель гендиректора Первой грузовой компании Сергей Гончаров. Для вагонов с повышенной нагрузкой оптимально использовать кассетный подшипник, а вот его выгода для типовых вагонов не очевидна, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Представитель РЖД от комментариев отказался.

Читать ещё
Preloader more