Сооснователь Baring Vostok заработает на производстве стейков

Компания Алексея Калинина инвестировала 1 млрд рублей в ферму под Смоленском
К 2025 г. компания планирует увеличить общее поголовье до 7000 /PIXABAY

Компания «Наша житница» запустила производство стейков и других полуфабрикатов (котлет, фарша) из говядины в Смоленской области, рассказал «Ведомостям» ее совладелец Алексей Калинин. По его словам, она рассчитывает ежегодно выпускать около 10 000 т продукции под брендом «Стейковка». Продавать ее планируется в основном в Москве и Московской области через торговые сети, рестораны, а также онлайн через собственный сайт и сторонние сервисы доставки, сообщил бизнесмен.

Калинин – один из основателей инвестфонда Baring Vostok, он проработал там более 20 лет. После ареста старшего партнера компании Майкла Калви он вместе с Еленой Ивашенцевой был назначен ее соруководителем. В ноябре 2019 г. Baring Vostok сообщила об уходе Калинина с должности партнера в связи с его желанием «посвятить себя семье и личным проектам».

Калинин – основной учредитель «Нашей житницы»: по данным «СПАРК-Интерфакса», ему принадлежит 66% акций компании, остальное – у его партнера Сергея Радченко. Производство стейков – личный проект бизнесменов, к Baring Vostok он отношения не имеет, уточнил Калинин и подтвердил Радченко.

«Наша житница» изначально занималась только производством зерновых (у нее около 11 000 га сельскохозяйственных земель), а ферма по выращиванию коров мясных пород появилась лишь в 2016 г.

Сейчас компания владеет маточным поголовьем на 1000 коров, еще столько же бычков находится на откорме. К 2025 г. она планирует увеличить общее поголовье до 7000, утверждает Калинин. Инвестиции в строительство фермы, убойное и перерабатывающее производство, по его словам, уже превысили 1 млрд руб., еще 420 млн руб. компания планирует вложить в проект к 2025 г.

Сейчас лидер по производству говядины в России – компания «Мираторг», в 2019 г. она выпустила 150 000 т этого мяса в живом весе. В 2020 г. агрохолдинг намерен увеличить производство на 20%, уточнил его представитель. Тем не менее руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин называет проект на 10 000 т говядины в год «довольно крупным по российским меркам». Он также отмечает, что Московский регион – самый большой и платежеспособный рынок, здесь такая продукция будет востребована.

Интерес к производству говядины Калинин объясняет тем, что у этого рынка сохраняется большой потенциал для импортозамещения: российской продукции не хватает для удовлетворения существующих потребностей.

В 2019 г. Россия импортировала около 20% говядины, или 373 000 т, включая субпродукты, говорит Юшин. Основные страны-поставщики – Белоруссия, Парагвай, Бразилия, Аргентина, Индия. Что касается собственного производства, то российские компании, по словам Юшина, ежегодно выпускают чуть больше 1,6 млн т говядины. Он отмечает, что ее производство год к году практически не растет, что объясняется длительными сроками окупаемости (11–12 лет) и нежеланием банков кредитовать такие проекты. Основная масса продукции из говядины на российском рынке стоит недорого по сравнению с другими странами, утверждает Юшин. По данным Росстата, цена бескостной говядины в июле в среднем составляла 500,5 руб./кг. Вместе с тем, по словам Юшина, растет спрос на премиальную говядину (из нее в том числе делаются стейки. – «Ведомости») с оптовой ценой от 1500 руб./кг и выше. Ее потребление с 2014 г. выросло примерно в 7 раз почти до 30 000 т в год, говорит он.

Продажи стейков в крупнейших розничных сетях России за 12 месяцев, закончившихся июлем 2020 г., по данным Nielsen, выросли на 58,7% в денежном выражении и на 71,7% – в натуральном. Средняя цена такого мяса за год снизилась на 8% до 1159 руб./кг. В этом году такая продукция стала еще актуальнее – в период самоизоляции люди стали чаще готовить дома, а после отмены ограничений эта привычка сохранилась, объясняет директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев. Спрос на высококачественную говядину зернового откорма сейчас высок, такой продукции на рынке недостаточно, говорит основатель ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов. Поэтому он приветствует появление новых поставщиков, правда, с продукцией «Нашей житницы» бизнесмен пока не знаком.