Сервис такси Uber может продать подразделение аэротакси

Наступление эры летающих автомобилей откладывается
Morgan Stanley прогнозирует объем рынка аэротакси в $1,5 трлн к 2040 г. /Mike Segar / Reuters

Uber может до конца 2020 г. объявить о продаже американскому стартапу Joby Aviation своего подразделения Uber Elevate, которое занимается разработкой летающих такси. Об этом пишет портал Axios со ссылкой на неназванные источники. Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи хочет вывести американскую компанию на прибыльность и избавляется от убыточных непрофильных активов: Uber уже продал в этом году подразделение грузоперевозок в Европе и лабораторию разработки беспилотных такси.

В III квартале 2020 г. выручка Uber снизилась до $3,1 млрд – на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Чистый убыток в указанный период составил $1,1 млрд (в 2019 г. – $1,2 млрд). В апреле, на пике мирового локдауна, количество поездок в сервисе сократилось на 80% по сравнению с апрелем 2019 г., а сервис такси обеспечивает три четверти выручки Uber. По словам Хосровшахи, сервис доставки еды Uber Eats даже с учетом внушительного роста в пандемию не смог покрыть расходы компании. Уже в мае Uber объявил о намерении сократить расходы на $1 млрд, штат – на 6700 человек, количество офисов – на 45.

Технологиями вертикального взлета и посадки (VTOL) Uber впервые заинтересовался в 2016 г., а в начале 2017 г. пригласил бывшего инженера NASA Марка Мура возглавить разработку электрических аэротакси в подразделении Elevate. В конце 2017 г. была представлена концепция – летательные аппараты будут перемещаться между площадками Uber Skyport на крышах небоскребов, а вызвать аэротакси и пройти на площадку можно будет с помощью мобильного приложения. Сами машины будут рассчитаны на четырех пассажиров и смогут развивать скорость до 320 км/ч. Первые тестовые полеты были запланированы на 2020 г. в Далласе и Лос-Анджелесе, а начало коммерческой эксплуатации – на 2023 г.

Стартап Joby Aviation основан в 2009 г. и также занимается разработкой электрических аэротакси. В начале 2020 г. компания привлекла $590 млн от Intel Capital, Toyota AI Ventures, JetBlue Technology Ventures и Capricorn Investment Group. Стартап намерен в течение нескольких ближайших лет получить разрешение Федерального управления гражданской авиации США и регулирующих органов в некоторых других странах на коммерческие авиаперевозки пассажиров. В декабре 2019 г. Joby Aviation заключила с Uber соглашение о совместной разработке аэротакси. Теперь же стартап может выкупить бизнес партнера.

В ноябре 2020 г. BBC провозгласила наступление эры летающих автомобилей, отметив, что рынок автономного городского воздушного транспорта пока все же находится в зачаточном состоянии, или в эпохе «Дикого Запада». Десятки стартапов соревнуются в изготовлении прототипов реактивных ранцев, летающих мотоциклов и аэротакси. BBC ссылается на опубликованное в начале 2019 г. исследование инвестиционного банка Morgan Stanley, в котором дан прогноз объема рынка в $1,5 трлн к 2040 г.

Рынок уже привлек к себе внимание серьезных игроков. Так, в начале 2020 г. южнокорейский автопроизводитель Hyundai представил концепт летающего автомобиля, который собирался разрабатывать совместно с Uber. К 2028 г. Hyundai планирует выпустить целую линейку летающих автомобилей – 5–6-местных для городов и более вместительных для междугородных перелетов. Разработками летающих автомобилей в той или иной степени занимаются Airbus, Geely, Toyota и ряд других крупных компаний.

Однако аналитики отмечают, что многие стартапы, в том числе и Joby Aviation, годами обещают выдать результат в виде летающего автомобиля и раз за разом нарушают заявленные сроки разработки. «Необоснованные планы – это совсем не то же самое, что успешный продукт», – пишет интернет-ресурс TheDrive.com. Кроме того, для появления такого транспорта производителями должны быть получены необходимые разрешения от регулирующих органов (а это процесс долгий, как показывает пример сервисов доставки заказов дронами), должна быть создана подходящая инфраструктура. Необходимо решить вопросы о лицензировании пилотов, составить новые правила движения и полетов. Так что о наступлении эры летающих автомобилей пока говорить все же рано.