«Татнефть» объявила о трех нефтехимических проектах в Казахстане
Компания инвестирует в производство шин, каучуковый и битумный бизнесKamaTyresKZ, совместное предприятие «Татнефти» и казахстанской группы «Аллюр», начала строительство шинного завода в г. Сарани Карагандинской области Казахстана, сообщила российская компания 5 апреля. Инвестиции в проект превысят $280 млн. Завод будет введен в эксплуатацию в конце 2022 г., а к 2025 г. выйдет на полную мощность – 3 млн шин для легковой техники и 500 000 шин для коммерческой техники и автобусов.
Проект нацелен на экономическую интеграцию стран – участниц ЕАЭС и увеличение экспортного потенциала Казахстана, подчеркивает «Татнефть». Продукция шинного завода будет использоваться для комплектации автомобилей в Казахстане, что повысит локализацию смежных производств. При этом около 40% продукции будет поставляться на экспорт.
Также 5 апреля «Татнефть» с государственной компанией «Казмунайгаз» (Казахстан) подписали соглашение о базовых условиях по строительству до 2025 г. завода бутадиеновых каучуков (применяется в производстве шин) в Атырауской области, сообщили компании. Завод будет выпускать 186 000 т бутадиеновых каучуков и 170 000 т изобутана. Сырье для завода (бутан) будет поставляться казахстанско-американским СП «Тенгизшевройл». Готовая продукция будет поставляться на шинный завод KamaTyresKZ, а также на экспорт в страны Европы, Россию, Китай, Турцию.
Наконец, 5 апреля «Татнефть» также подписала с правительством Казахстана соглашение о намерениях по строительству в Казахстане завода мощностью 300 000 т дорожных битумов в год.
В «Татнефти» «Ведомостям» уточнили, что оценки потенциальных инвестиций и экономики проекта «Бутадиен» сейчас только предварительные. Стороны договорились определить объем инвестиций и возможный объем экспортных поставок. Параметры проекта по производству битума также «должны быть рассмотрены сторонами», уточнили в компании.
«Татнефть» уже производит каучуки на входящем в группу предприятии «Тольяттикаучук». В 2020 г. компания обновила рекорд по производству каучука – 208 000 т, сообщало корпоративное издание предприятия.
«Мы активно взаимодействуем с «Татнефтью» в вопросах увеличения нефтеотдачи, эффективной разработки зрелых месторождений и по многим другим направлениям. А теперь совместно приступаем к реализации крупного газохимического проекта в Казахстане по производству бутадиена, будущая продукция которого будет в том числе поставляться и на шинный завод. «Татнефть» является одним из лидеров по производству бутадиена и продукции его дальнейших переделов», – подчеркнул глава «Казмунайгаза» Алик Айдарбаев.
Рынки ближайших стран в целом интересны российским компаниям, они готовы выходить на него, отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. По его словам, казахстанский каучуковый рынок российским предпринимателям гораздо лучше знаком, чем другие азиатские рынки. При этом эксперт не исключил наличия рисков, связанных с выходом на рынок Казахстана. «Однако если доходность будет высокой, российские компании буду проявлять к нему интерес», – отметил он.
Казахстанский рынок понятен для «Татнефти» и не является высокорискованным, говорит директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Строительство завода по производству каучуков логично в свете строительства завода по производству шин, осуществляемого при участии «Татнефти», указывает он.
«Татнефть» уже давно развивает нефтехимический бизнес, одна из целей – его диверсификация и создание дополнительной добавленной стоимости, напоминает Маринченко. Это должно снижать волатильность денежных потоков, уточняет он. Сейчас в нефтехимию уходят многие международные игроки нефтяного рынка, особенно в связи с перспективой падения спроса на топливо из-за электрификации автотранспорта, отмечает аналитик.
Тем не менее, по словам Маринченко, масштабы планируемого завода недостаточны, чтобы говорить о кардинальном изменении бизнес-модели «Татнефти». «Скорее это один из шагов на пути к созданию более интегрированной компании», – заключил эксперт.