Власти обяжут угольщиков Кузбасса отдавать часть доходов региону

За это им расширят экспорт в Азию
Кирилл Кухмарь / ТАСС

Правительство обяжет угольные компании Кузбасса, желающие увеличить поставки в Азию, отдавать часть экспортных доходов в экономику региона. Рынок в Азии так растет, что угольщики согласятся заплатить, предполагают эксперты.

Соответствующий проект постановления правительства разработало Минэкономразвития РФ. Постановление вносит изменения в правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре (уголь на экспорт в Азию из Кузбасса вывозится по железной дороге). Как пояснили в министерстве, при поставках угля, превышающих фактический объем экспорта в восточном направлении из Кузбасса в 2020 г. и плановый уровень на 2021 г. (53 млн т в год), компании, желающие увеличить экспорт, будут подписывать инвестсоглашения с правительством Кемеровской области. Распределять железнодорожные мощности для дополнительных поставок угля при этом будет Минэнерго РФ. Ранее угольщики и другие грузоотправители РЖД такие соглашения не подписывали.

Как сообщили «Ведомостям» в Минэкономразвития, изменения должны вступить в силу с 2022 г. В Минэнерго РФ подтвердили эту информацию, отметив, что «изменения коснутся 2022–2024 гг.».

В МЭР и Минэнерго отметили, что инвестсоглашения должны будут заключать все компании при желании претендовать на дополнительный объем поставок угля на восток. Источник, знакомый с ходом разработки документа, пояснил «Ведомостям», что инвестсоглашения предполагается заключать на три года. «Обсуждается трехлетний срок, чтобы инвестпроекты, в которые пойдут вложения, могли выйти на целевые показатели», – сказал он.

В настоящее время поставки угля из Кузбасса на восток регламентируются соглашением Кемеровской области с РЖД, а также правилами недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые определяют квоты для компаний, работающих в регионе. Решение о наращивании экспорта кузбасского угля, коксующегося и энергетического, на восток по БАМу и Транссибу принято на президентской комиссии по ТЭКу в августе 2018 г. РЖД была вынуждена гарантировать вывоз определенного угля из региона. В декабре 2020 г. РЖД и правительство Кемеровской области продлили на 2021 г. соглашение о вывозе угля в направлении Дальнего Востока в объеме не менее 53 млн т на экспорт и до 3,55 млн т – во внутрироссийском сообщении. В РЖД «Ведомостям» сообщили, что монополия «в полном объеме выполняет обязательства по вывозу угольной продукции из Кузбасса на восток».

Часть полученных доходов от дополнительного вывоза угля на восток компании будут инвестировать в отрасли экономики Кемеровской области, не связанные с добычей и транспортировкой угля, подчеркнули в Минэкономразвития. Таким образом, представленная дополнительная квота на экспорт должна способствовать диверсификации экономики региона. Параметры инвестсоглашений, в том числе размер отчислений угольных компаний, пока не сообщаются.

Железный путь угля

Каменный уголь – основной груз на сети РЖД, его доля в общем объеме грузов составляет 28%. Суммарная провозная способность Восточного полигона, по данным Минтранса России, по итогам 2020 г. обеспечена на уровне 144 млн т, из которых около 122 млн т составил уголь. В 2021 г. инвестиции РЖД в развитие Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги составят более 13 млрд руб. При этом основной объем средств будет направлен на обновление и модернизацию подвижного состава. В рамках второго этапа реконструкции Восточного полигона (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей) вложат 720 млрд руб., что обеспечит увеличение пропускной способности до 180 млн т в 2024 г. Учитывая первый этап, необходимая сумма для выполнения всех работ составляет 850 млрд руб.

2 марта 2021 г. президент РФ Владимир Путин в ходе совещания по развитию угольной отрасли поручил увеличить экспорт угля из Кузбасса в восточном направлении не менее чем на 30% к 2024 г. до 68 млн т в увязке с объемами поставок в западном направлении и на внутренний рынок, а также исходя из наличия портовых мощностей. Гендиректор РЖД Олег Белозеров на встрече с главой государства в апреле 2021 г. заявил, что в 2021 г. будет вывезено из Кузбасса в восточном направлении 53 млн т, а в 2022 и 2023 гг. объемы будут увеличены на 5 млн т ежегодно. «И мы выйдем на 68 млн т – ровно плюс 30%», – сказал он.

Однако, как в ноябре 2020 г. писал «Коммерсантъ», ссылаясь на презентацию замглавы РЖД Алексея Шило, рост поставок угля в восточном направлении даже на 5 млн т приведет к потере дохода компании в размере 6 млрд руб. из-за снижения возможностей по вывозу более высокодоходных грузов, в том числе контейнерных грузов, металлов и удобрений. Также в компании отметили, что из-за резервирования инфраструктуры под кузбасский уголь на восточном направлении уже наблюдается существенный дефицит провозных мощностей.

Основные производители угля в Кузбассе – это СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-уголь», «Мечел», «Евраз», «Сибантрацит», Кузбасская топливная компания. На момент публикации в указанных компаниях не ответили на вопросы «Ведомостей».

Существенно нарастить добычу угля в регионе в ближайшие годы могут СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Сибуглемет» (подконтролен корпорации ВЭБ.РФ), «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел») и «Южкузбассуголь» (входит в «Евраз»), говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Прежде всего, речь может идти о производстве качественных углей марок Т, СС и антрацитов. По его мнению, на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры компании могут пойти на подписание подобных соглашений, так как цены на азиатских рынках значимо выше цен в Европе и на Ближнем Востоке. Спрос в Азии, вероятно, сохранится на высоком уровне, считает Гришунин.

Цены на уголь в Азии продолжают оставаться на высоком уровне – около $130 за тонну энергетического угля с калорийностью 6000 на базисе FOB Австралия, говорит начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Спрос на уголь в Азии будет расти в среднесрочной перспективе, считает эксперт. «Китай по мере развития экономики будет увеличивать генерирующие мощности, в том числе угольные. Большинство новых генерирующих мощностей и проектов в Малайзии, Вьетнаме, Индонезии – это угольные электростанции. Ожидается рост спроса на энергетический уголь в Индии», – отметил он.

Однако коррекция цен представляется очень вероятной, поэтому цены на энергетический уголь выше $70 за тонну долгосрочно выглядят слишком высокими, считает Гришунин. «Падение цен сделает исполнение этих обязательств проблематичным. Если сделать эти инвестиции плавающими, в зависимости от величины маржи компаний, то механизм может быть рабочим», – отмечает эксперт.

По мнению Даниила Каримова из «Открытие Research», дополнительные инвестиции от угольных экспортеров могут быть направлены на экологические проекты в регионе и создание новых сфер экономики. Многие угледобывающие компании России могут уже в ближайшие несколько лет столкнуться с доптребованиями со стороны зарубежных потребителей по нивелированию негативного для окружающей среды эффекта от разработки угольных месторождений. «Если компаниям удастся совместить инвестсоглашения с такими проектами, то серьезных негативных эффектов на свой денежный поток они смогут избежать», – считает эксперт. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу правительства Кемеровской области.

В свою очередь, Гришунин напоминает, что для Кузбасса существует альтернативный маршрут поставок – в сторону северо-западных и южных портов, а с учетом конъюнктуры через них даже можно поставлять продукцию в Азиатский регион. Поэтому предоставление дополнительных провозных мощностей в сторону восточных портов может быть неоправданным, заключил он.