Запуск беспилотников по трассе М11 откладывается и дорожает

Смета проекта выросла на 27%
На создание дорожной инфраструктуры БЛК – хабов с местами для отдыха водителей – предлагается выделить 2,14 млрд руб./ Евгений Разумный / Ведомости

Пилотный проезд по беспилотному логистическому коридору (БЛК) на трассе М11 «Нева» намечен на 15 октября 2023 г., а приемка и ввод БЛК в эксплуатацию состоится 25 декабря 2023 г. Об этом говорится в презентации проекта, подготовленной Минтрансом. «Ведомости» ознакомились с копией документа.

Ранее разработчики проекта анонсировали тестовые выезды беспилотных грузовиков в 2022 г., сообщали ранее «Ведомости». «Организация движения в тестовом режиме предполагается в 2024 г., но мы уверены, что поедем быстрее – уже в следующем году. Задача состоит из двух частей: нужна новая инфраструктура и новый транспорт, беспилотники», – рассказывал «Ведомостям» гендиректор и совладелец «Национальных телематических систем» (НТС) Алексей Нащекин. НТС – один из участников консорциума БЛК, куда также входят ГК «Автодор», «Камаз», «Сберавтотех», «Деловые линии», Globaltruck, ПЭК, X5 Group, Volvo, «Почта России», ГТЛК и ВТБ. Этот же срок запуска проекта – 2022 г. – ранее упоминался в презентации Минтранса.

9 декабря рабочая группа при правительстве рассматривала проект создания БЛК. Об этом «Ведомостям» рассказали несколько участников совещания. Рассматривалась финансовая модель проекта. Она предусматривает капитальные вложения в 2022–2024 гг. в сумме 6,6 млрд руб., рассказывают два источника «Ведомостей».

Основные затраты по проекту пойдут на создание IТ-инфраструктуры вдоль дороги протяженностью 669 км. Средства предлагается направить на создание автоматизированной системы управления дорожным движением и оснащение беспилотников системой экстренного реагирования при ДТП «ЭРА-Глонасс». Деньги запрашиваются на строительство беспроводной сети малого радиуса действия (DSRC), выделенной сети технологической связи LTE, публичной сети связи и системы информационной безопасности. Под строительство сетей связи для БЛК планируется выделение частот из резерва Минтранса, уточнил собеседник «Ведомостей», близкий к министерству.

Ozon нагрузит Volvo

Интернет-магазин Ozon вошел в число участников проекта беспилотного логистического коридора, следует из материалов Минтранса, с которыми ознакомились «Ведомости». Ozon планирует обзавестись собственным парком из 25 беспилотных грузовиков Volvo к 2024 г., а к 2030 г. у компании будет 65 таких автомобилей. 
Предполагается, что беспилотники Ozon будут курсировать по трассе М11 между складами на пересечении Пулковского шоссе и КАД в Петербурге, в промзоне «Боровлево» Тверской области и в подмосковной деревне Хоругвино. Оборудование для оснащения грузовиков и программное обеспечение для беспилотного движения Ozon разработает самостоятельно. 

На создание дорожной инфраструктуры БЛК – хабов с местами для отдыха водителей – предлагается выделить 2,14 млрд руб. Всего в рамках БЛК предлагается сделать четыре хаба, следует из презентации. Два по обеим сторонам дороги на пересечении М11 и Центральной кольцевой автодороги и два – на пересечении М11 и кольцевой вокруг Петербурга.

В хабе отправления будет происходить дозаправка топливом или дозарядка электрических батарей, перецепка или обмен прицепами, проверка каналов связи, обмен ключами шифрования, тестирование программного обеспечения и устройств, подключение к цифровой инфраструктуре дороги и передача управления беспилотником оператору дороги. В хабе прибытия водитель примет на себя управление грузовиком.

По итогам заседания концепция проекта БЛК была согласована, знает источник «Ведомостей». После этого проект поступит на рассмотрение первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Как отмечает источник «Ведомостей», впервые в рамках рабочей группы три стороны с разными интересами – ГК «Автодор» как оператор инфраструктуры, разработчики беспилотных грузовиков («Камаз», Volvo, EvoCargo) и перевозчики («Деловые линии», X5, Globaltruck, Ozon) – смогли достичь договоренности по проекту. Результатом этих договоренностей стало утверждение пяти бизнес-моделей по использованию перевозчиками беспилотного логистического коридора по тарифу 3,45 руб. за километр, пояснил источник.

На основе расчетов этих моделей «Автодор» будет запрашивать финансирование из фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект, пояснил собеседник «Ведомостей».

Предложенная Минтрансом схема подразумевает финансирование капитальных затрат из средств ФНБ (80%) и размещение облигаций (20%). Из ФНБ предполагается привлечь 5,3 млрд руб., а 1,3 млрд руб. – через размещение облигационного займа ГК «Автодор».

Последняя оценка капитальных затрат в БЛК оказалась на 27% выше ранних расчетов. Исходно они оценивались в 5,2 млрд руб., в том числе 4,9 млрд руб. из ФНБ и 300 млн руб. дополнительных бюджетных ассигнований, писали «Ведомости» 3 ноября. «Начали описывать требования к инфраструктуре, и стало очевидно, что денег заложили недостаточно», – пояснил «Ведомостям» один из разработчиков проекта. Помимо капитальных затрат обсуждается вопрос субсидий перевозчикам и производителям транспортных средств, добавил он. По словам другого собеседника «Ведомостей», изменение стоимости проекта связано с тем, что в процессе переговоров большинство перевозчиков и разработчиков высокоавтоматизированных транспортных средств высказались о том, что им нужны хабы. Третий разработчик связывает рост бюджета с появлением единого оператора инфраструктуры БЛК – ГК «Автодор».

Согласно поступившему в редакцию уже после публикации комментарию Минтранса, запуск беспилотного движения на всем беспилотном логистическом коридоре М11 планируется раньше срока – в третьем квартале 2023 г. По словам представителя ведомства, это стало возможным за счёт ускорения сроков строительства обхода Твери на трассе М11 с 2024 на 2023 г. «Как заявлялось ранее, запуск тестовых беспилотных поездок на некоторых участках М11 возможен уже в 2022 г., когда будет запущен экспериментальный правовой режим на М11, и у производителей высокоавтоматизированных транспортных средств появится возможность тестировать оборудование и автомобили», — отметил представитель Минтранса. Он также добавил, что окончательное решение по стоимости проекта пока не принято, вопрос будет рассматриваться на площадке правительства.

По имеющимся оценкам, данный эксперимент имеет коммерческий смысл только в том случае, если зарплата дальнобойщика, управляющего грузовиком, составляет 40 000 евро и более в год, сказал «Ведомостям» директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Наши водители столько не получают, поэтому данный проект интересен исключительно как эксперимент, и не более того», – резюмировал Блинкин.