Отечественные кнопочные телефоны стали доминировать на российском рынке

Но доля произведенных в России смартфонов при этом осталась ничтожной
Конкуренцию отечественным брендам составляют Itel, Nokia и Philips, принадлежащие китайским конгломератам/ Максим Стулов / Ведомости

Кнопочные телефоны отечественных брендов обошли китайские по продажам на российском рынке. В 2022 г. доля российских вендоров в сегменте составила 50% от общего количества проданных в стране устройств, подсчитали аналитики «Марвел-дистрибуции». Годом ранее российские бренды кнопочных телефонов занимали 42% рынка, а общее число продаж в 2022 г. увеличилось с 2,8 млн до 2,95 млн шт., уточнил представитель дистрибутора.

Российские бренды занимают основную часть рынка кнопочных мобильников – около 60% в денежном выражении и 71% в штуках против 58 и 64% годом ранее, указывает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. По его словам, в 2022 г. в продаже появились и новые российские бренды, например Tokky от ООО «Смартэкосистема» (входит в периметр «Ростеха»). Конкуренцию отечественным брендам составляют Itel, Nokia и Philips, принадлежащие китайским конгломератам. Но новые зарубежные марки кнопочных телефонов на российский рынок не заходят из-за низкой маржинальности, объясняет Сурков.

Этот тренд «Ведомостям» подтвердили представители «Мегафона» и Tele2. Отечественные бренды в розничной сети Tele2 действительно занимают в «звонилках» довольно высокую долю в штуках: это 70% в 2021 г. и 75% в 2022 г., отмечает представитель пресс-службы оператора. За год доля российских брендов кнопочных телефонов выросла с 51 до 55% и в розничной сети «Мегафона», говорит директор по продажам оператора Давид Борзилов.

В прошлом году на российском рынке продано около 6 млн кнопочных телефонов, это 20% от общих продаж мобильных гаджетов, свидетельствуют данные «М.видео-Эльдорадо». По подсчетам ритейлера, на более чем 10 отечественных брендов пришлось свыше 40% проданных устройств. На рынке, как и в сетях «М.видео-Эльдорадо», в топ-5 входят российские бренды teXet от «Электронных систем «Алкотел» и F+ от «Марвел-дистрибуции». Средний чек на кнопочные девайсы сохранился на уровне предыдущего года – порядка 1700 руб. «У российских брендов традиционно сильны позиции в категории кнопочных телефонов, которые по-прежнему пользуются спросом в качестве дополнительного устройства для работы или основного у детей, пожилых людей или цифровых аскетов», – указал представитель «М.видео-Эльдорадо».

В 2022 г. ключевым драйвером для покупки кнопочных телефонов (помимо классических покупок для детей и пожилых) стала специальная военная операция (СВО), замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ввиду начала СВО и прекращения поставок основных производителей смартфонов количество продаваемых кнопочных телефонов выросло, так как мобилизованные могли брать их с собой в отличие от смартфонов, соглашается с ним гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. При этом пользователи выбирали не самые передовые модели, а одни из самых дешевых, поэтому основная доля продаж и пришлась на российские бренды, продолжает эксперт.

В перспективе доля западных игроков, скорее всего, продолжит снижаться, считает Бурмистров. Потребность в кнопочных телефонах для использования в зоне СВО и в связи с усилением мер безопасности в армии, спецслужбах, госструктурах и госкомпаниях будет сохраняться на достаточно высоком уровне, поэтому определенные перспективы у российской сборки телефонов есть, считает он.

В то же время на рынке смартфонов российские бренды, напротив, теряют позиции, отмечает Сурков. По предварительной оценке GS Group, доля российских брендов смартфонов в штуках упадет с 2,2% в 2021 г. до менее 2% по итогам 2022 г. Доля в обороте рынка (в денежном выражении) не превысит 1% (против 0,4% в 2021 г.). Отечественные марки работают в основном в бюджетном сегменте и их цена в среднем в 4 раза ниже среднерыночной цены смартфона и в 2,5 раза меньше смартфонов китайских марок, говорит Сурков.

В основном российские смартфоны имеют базовый функционал и представлены преимущественно в ценовом сегменте до 10 000 руб., отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо».

Продажи смартфонов под товарными знаками российских компаний сократились в 2022 г. на 47%, рассказал представитель пресс-службы Tele2. В прошлом году их доля от всех продаж составила 5%, в то время как в 2021 г. – 9%, уточнил он.

Российский сегмент рынка смартфонов пока представлен небольшим количеством брендов, объясняет представитель «М.видео-Эльдорадо». Доля отечественных торговых марок в 2022 г. составила около 1% от общего объема рынка смартфонов, уточнил он (статистику подтвердили представители «Мегафона» и Wildberries).

Доля отечественных смартфонов сейчас минимальна, подтверждают в пресс-службе Ozon. Самой популярной моделью в прошлом году был гаджет AYYA T1 от «Ростеха», производитель которого позиционирует его как «устройство повышенной конфиденциальности» с функцией отключения микрофонов и камер. Помимо Московского региона AYYA T1 больше всего покупали пользователи из Татарстана, Петербурга и Свердловской области, уточнил представитель маркетплейса. Этот смартфон в сети «М.видео-Эльдорадо» продается с учетом скидки за 13 000 руб.

Опрошенные «Ведомостями» продавцы не раскрыли объемы продаж данной модели по итогам года. По данным одного из источников «Ведомостей» на рынке электроники, продажи устройства в его сети не превышают нескольких десятков. Более того, как писал CNews, из отечественного в AYYA T1 только ПО, а чтобы окончательно «импортозаместиться», в «Ростехе» анонсировали будущую замену тайваньского процессора MediaTek на российский «Скиф», а американской ОС Google – на отечественную «Аврору». Пока, судя по описанию на сайтах Ozon и «М.видео-Эльдорадо», устройства по-прежнему продаются с иностранной начинкой.

Падение продаж отечественных устройств в 2022 г. превышает общее падение рынка смартфонов, рассуждает бизнес-аналитик группы «Марвел-F+ tech» Антон Фомин. Многие российские смартфоны собирались в Китае и производители столкнулись со всеми актуальными для IТ-рынка проблемами: от сложностей с логистикой до опасений вторичных санкций со стороны некоторых фабрик, объясняет он.

Перспективы у российских смартфонов «туманные», соглашается с ним директор аналитического агентства Content Review Сергей Половников. По его словам, единственная причина, по которой отечественные устройства продавались в этом году, – это затруднения с логистикой китайских производителей. «Крупные китайские вендоры взяли паузу, для того чтобы подсчитать, стоит ли им ввязываться в перестройку текущих маршрутов поставок. В то же время желающим выйти на российский рынок новым игрокам из КНР нужно было время на формирование бизнес-кейсов и строительство каналов с нуля», – говорит эксперт.

В 2023 г. ситуация глобально не изменится и будет зависеть от конкретных шагов игроков рынка электроники и государства по локализации производства смартфонов в России, заключает Сурков.