Российские парфюмерные и косметические сети занимают ниши ушедших зарубежных брендов

Сеть Molecule намерена в 2023 году увеличить число магазинов в 2 раза
vk.com/molecule_project

Сеть парфюмерных бутиков Molecule начала скупать помещения в центре Москвы под открытие новых магазинов, рассказали «Ведомостям» консультанты по недвижимости. К примеру, по словам автора Telegram-канала SavaFM Анны Савенко, компания уже открыла точку на Патриарших прудах (информация о ней есть на официальном сайте сети), а также готовится запустить еще один магазин на месте бывшего помещения люксового часового бренда U-Boat на Петровке.

Molecule также приобрела площади в здании на Неглинной улице, знает партнер Ricci Алексей Сигал. В ноябре 2022 г., как сообщала сама компания, по этому адресу открылся «обновленный бутик». Всего же сеть намерена запустить в этом году 30 новых точек, говорил руководитель по развитию и поиску объектов недвижимости Molecule Сергей Дубровин на одном из мероприятий в декабре 2022 г. Учитывая то, что сейчас на официальном сайте компании есть информация о 30 бутиках, сеть планирует увеличить свой портфель в 2 раза.

Molecule была создана в 2010 г. С 2021 г. владельцем компании является Этери Давиди. Консультанты называют ее дочерью Владимира Давиди, владельца компании Esterk Lux Parfum, которая специализируется на поставках элитной парфюмерии (среди ее партнеров ЦУМ, ГУМ, «Рив гош», «Иль де Ботэ»). В последние годы он также активно скупал объекты недвижимости – в частности, он приобрел на торгах два здания на Никольской улице (одно из них – Расстрельный дом), комплекс Казанского архиерейского подворья в Ветошном переулке, Дом московского гражданского губернатора на Тверской улице и проч.

На сайте HeadHunter сказано, что Molecule входит в Esterk Lux Parfum, так же как и монобрендовые бутики духов Creed, Diptyque, Roja, Vilhelm Parfumerie, Byredo, ресторан и пиццерия Salumeria, транспортная компания «Тенго транс» и универмаг VUM в центре Москвы. Выручка ООО «Молекул» за 2021 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 1,3 млрд руб., а чистая прибыль – 27 млн руб.

Сеть покупает помещения не только в Москве, но и в центральных районах других крупных городов, говорит Сигал, не уточняя детали. На сайте Molecule сказано, что у нее есть магазины в Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Сочи и проч. Компания ищет площади под бутики (как в аренду, так и под приобретение) в городах-миллионниках по всей России, подтверждает руководитель направления аренды торговых площадей ритейл-департамента CORE.XP Надежда Цветкова. По ее словам, она рассматривает точки от 80 до 200 кв. м. Стоимость открытия одного магазина она оценивает в 10–15 млн руб.

Планы по открытию новых магазинов в 2023 г. есть и у других сетей парфюмерии и косметики, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. По данным Цветковой, «Подружка» (принадлежит «Л’Этуаль») намерена запустить до 200 магазинов в городах с населением от 100 000–150 000 человек. Расти хочет и сеть «Улыбка радуги» (40% в ней принадлежат совладельцу «Рив гош» Августу Мейеру), добавляет эксперт.

В «Л’Этуаль» отказались комментировать планы «Подружки». Но ее представитель отметил, что в рамках укрепления дистрибуции 42 магазина в этом году откроет сама «Л’Этуаль». Получить комментарии представителя «Улыбки радуги» не удалось.

Расширяет свою сеть и Natura Siberica. За счет открытия новых магазинов, запуска завода и увеличения мощностей производства ритейлер хочет увеличить выручку в 2023 г. более чем на 30%, сказал «Ведомостям» генеральный директор компании Феликс Либ. По его словам, сейчас у Natura Siberica 71 магазин и 97 корнеров в «Перекрестке», запущены также первые точки в аптеках «Доктор Столетов» (принадлежат «Эркафарм»). «На наш взгляд, это [сотрудничество] – успешная форма коллаборации, которая дала возможность обеим компаниям показать высокие результаты и увеличить трафик», – заявил Либ, но не уточнил число планируемых к открытию магазинов.

С осторожностью говорят о своих намерениях в сети «Золотое яблоко» (сейчас у ритейлера 34 точки). По словам представителя этой сети, она открыла третий магазин в Казахстане и намерена запустить там еще один бутик. Есть также планы по открытию точек в Уфе, Красноярске и многих других городах. Кроме того, у компании в 2022 г. в 2 раза – до 3000 – увеличилось количество брендов, в планах до конца этого года нарастить их число до 6000.

Активное развитие российских сетей парфюмерии и косметики Цветкова объясняет уходом из страны крупных зарубежных брендов, в результате чего в сегменте образовалась свободная ниша. Ранее поставки, к примеру, остановили Shiseido (бренды Dolce & Gabbana, Elie Saab, Avene), Estee Lauder (Clinique, By Kilian, Le Labo, Tom Ford, Origins, Jo Malone, MAC), LVMH (Christian Dior, Givenchy, Kenzo, Sephora) и проч.

Для многих российских производителей сейчас открываются огромные возможности для расширения и наращивания доли на рынке, говорила в сентябре 2022 г. «Ведомостям» руководитель розничных проектов Molecule Ирина Синицына. По ее словам, самая большая трудность, с которой могут столкнуться отечественные игроки, – это импортное сырье, без которого невозможно обойтись в производстве даже самых простых продуктов.

Несмотря на рост российских парфюмерных компаний, сам рынок по итогам прошлого года, по данным «Infoline-аналитики», сократился примерно на 3,6% до 810 млрд руб. Во втором полугодии продажи упали в связи с ограниченным предложением и ростом цен, связанным с остановкой поставок в Россию продукции ряда брендов, говорит генеральный директор этой компании Михаил Бурмистров. По его словам, такие товары были лишь частично замещены поставками по схеме параллельного импорта.