Авиакомпании России к середине июля перевезли 53 млн пассажиров

Результаты 2023 года должны превысить прошлогодние на 6%
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские авиакомпании по состоянию на 16 июля перевезли 53 млн пассажиров, сообщил 24 июля министр транспорта Виталий Савельев в Госдуме. «В этом году мы планируем перевезти более 100 млн пассажиров. У нас план 101,2 млн пассажиров. Я думаю, мы справимся с этим планом с учетом закрытых 11 аэропортов», – добавил он (цитата по «Интерфаксу»).

Ранее на совещании президента РФ Владимира Путина с правительством Савельев сообщал, что за полугодие российские авиакомпании обслужили 47,5 млн пассажиров, что на 18% больше, чем за тот же период 2022 г. Таким образом, за 16 дней июля авиатранспортом воспользовались еще 5,5 млн человек.

План Минтранса по объему авиаперевозок на текущий год на 6,4% выше итоговых показателей 2022 г. (было перевезено 95,1 млн человек), но на 8,8% ниже 2021 г. (111 млн).

За последние пять лет объемы авиаперевозок в России демонстрировали отрицательный тренд дважды – в 2020 и в 2022 гг. Первый провал произошел после рекордного 2019 года, когда из-за начала пандемии коронавируса пассажиропоток в авиации рухнул с 128,1 млн человек до 69,2 млн пассажиров по итогам 2020 г. В 2021 г. пассажирские перевозки начали восстанавливаться, в том числе благодаря росту субсидирования межрегиональных рейсов в России.

А в 2022 г. после начала СВО на Украине США, Великобритания, страны ЕС и ряд других стран ввели беспрецедентные санкции в отношении российской авиации, запретив поставки в Россию авиатехники и запчастей к ней, а также обслуживание уже поставленных самолетов и вертолетов западными компаниями. Чтобы сгладить негативный эффект от санкций, правительство России выделило 100 млрд руб. на субсидии авиакомпаниям на время «высокого» летнего сезона и еще 25,3 млрд руб. в «низкий» сезон, что позволило сдержать цены на авиабилеты и не допустить резкого снижения пассажиропотока. В 2022 г. показатель упал на 15,9 млн пассажиров, или на 14%. В 2023 г. такие целевые субсидии авиакомпаниям не выделяли.

В этом году крупные авиакомпании не публикуют сведения о количестве перевезенных пассажиров. Такие данные дает регулярно только группа «Аэрофлот» (входят «Аэрофлот», «Россия»и «Победа»). В середине июля группа сообщала о том, что перевезла за шесть месяцев 17,18 млн пассажиров (+21,8% к тому же периоду прошлого года). Причем рост перевозок группы на внутренних линиях составил 14%, на международных – 68%.

«Ведомости» направили запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», UTair.

Собеседник «Ведомостей» в одной из компаний в авиационной отрасли считает, что восстановление пассажиропотока связано с тем, что прошел «эффект шока», который наблюдался после начала СВО на Украине в 2022 г., и люди «начали летать по-другому». Вернуться к показателям 2021 г., по его словам, мешает отсутствие транзитных рейсов и прямого авиасообщения со странами Европы.

Независимый эксперт по транспорту Елена Сахнова говорит, что восстановление объемов авиаперевозок в 2023 г. связано в первую очередь с ростом трафика на международных направлениях. «В 2022 г. у российских авиакомпаний было крайне мало бортов для полетов за рубеж. Вывод самолетов из иностранных реестров и их «очистка» помогли увеличить число рейсов на международных направлениях, а значит, и пассажиропоток на них», – объясняет она. Речь идет о постепенном переводе иностранных самолетов в российский авиареестр и их выкупе отечественными перевозчиками. Сахнова добавляет, что растут и внутренние перевозки.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что высокие темпы роста пассажиропотока связаны, в частности, с низкой базой первого полугодия 2022 г., когда российские авиакомпании вследствие санкций лишились значительной части международной маршрутной сети. По его словам, к 2023 г. перевозчики переориентировали провозные емкости на новые направления и увеличили эффективность перевозок, о чем говорит рост занятости кресел. «Сохранить такие же высокие темпы роста во втором полугодии объективно невозможно – год назад правительство выделило субсидии, которые повлияли на восстановление авиаперевозок», – говорит эксперт.

Сахнова считает, что в 2024 г. рынок продолжит восстанавливаться, но темпы роста замедлятся. Главными факторами восстановления объемов авиаперевозок с 2024 г. Пантелеев считает способность авиакомпаний поддерживать летную годность воздушных судов и возможность авиапромышленности обеспечить отрасль российской техникой.