«Аэрофлот» «очистил» 18 иностранных самолетов и пять двигателей в парке

Источники оценивают сумму сделки в 40–50 млрд рублей без учета двигателей
Максим Стулов / Ведомости

Группа «Аэрофлот» завершила страховое урегулирование по 18 воздушным судам и пяти авиационным двигателям, принадлежавшим ирландскому лизингодателю AerCap, сообщили в пресс-службе авиакомпании.

«В соответствии с достигнутым соглашением AerCap прекратила свои требования к российским сторонам как по страховым полисам, выданным российскими страховыми компаниями, так и по договорам лизинга с ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия». Право собственности на воздушные суда и двигатели перешло в страховую компанию ООО «Страховая компания «НСК», которое выплатило сумму урегулирования», – рассказал представитель национального перевозчика.

Детали сделки и сумму компенсации ирландскому лизингодателю в «Аэрофлоте» не раскрыли.

Все эти самолеты эксплуатирует авиакомпания «Аэрофлот». После введения западных санкций в 2022 г. иностранные лизингодатели обязаны были в течение нескольких недель расторгнуть договоры лизинга с российскими авиакомпаниями, которые, в свою очередь, должны были вернуть суда и двигатели собственникам. Но правительство России ввело запрет на вывоз воздушных судов и ключевых комплектующих без согласования с Минобороны и ФСБ. Таким образом удалось сохранить эти машины на территории России и избежать дефицита провозных емкостей в российской гражданской авиации. После завершения страхового урегулирования самолеты останутся в эксплуатации «Аэрофлота».

Источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний, ведущей переговоры по страховому урегулированию, оценил сумму сделки по урегулированию в части самолетов (если все они были узкофюзеляжными) в 40–50 млрд руб. Он добавил, что оценка «сильно приблизительна», так как не учитывает возраста, налета, технического состояния этих бортов и других факторов.

«Страховая компания «НСК» зарегистрирована 23 ноября 2022 г., на 100% принадлежит ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (подконтрольно Росавиации). «Интерфакс» со ссылкой на источники писал, что компания была создана для страхования рисков авиационной отрасли и авиаперевозчиков в связи с санкционным давлением на отрасль и блокировкой традиционных механизмов авиастрахования.

Источник «Ведомостей» в другой авиакомпании утверждает, что AerCap после введения западных санкций в 2022 г. занял наиболее жесткую позицию из всех лизингодателей и долгое время отказывался решать вопрос с собственностью бортов в эксплуатации российских перевозчиков.

В марте министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что правительство выделило из фонда национального благосостояния (ФНБ) на выкуп российскими авиакомпаниями иностранных самолетов 300 млрд руб. Какой объем этих средств на данный момент израсходован, представители Минтранса, Минфина и других ведомств не раскрывают. На данный момент ни одна российская авиакомпания не завершила страховое урегулирование без использования средств ФНБ.

Гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский в интервью «Ведомостям» (13 августа) говорил, что группа до конца года рассчитывает «очистить» 61 воздушное судно.

Независимый эксперт по транспорту Елена Сахнова ранее говорила «Ведомостям», что очистка зарубежных самолетов необходима для выстраивания эффективного расписания, «когда одни и те же самолеты летают как по зарубежным, так и по внутренним направлениям, в зависимости от потребности». После завершения процедуры на этих машинах можно будет выполнять рейсы в Израиль, Монголию, Марокко, Тунис и другие страны, говорила она.