Авиакомпания «Россия» отменила рейсы в Пекин из трех городов

Перевозчик не успел получить в Китае разрешительные документы для начала полетов
Максим Стулов / Ведомости

Авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот» вместе с одноименной авиакомпанией и лоукостером «Победа») отменила анонсированные ранее рейсы в Пекин из Владивостока, Красноярска и Иркутска. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с изменениями в плане полетов перевозчика. На данный момент продажи билетов на рейсы авиакомпании «Россия» по указанным направлениям на официальном сайте «Аэрофлота» закрыты.

Собеседник в авиакомпании «Россия» подтвердил отмену рейсов на ближайшие недели. Он утверждает, что рейсы в Пекин из этих городов будут открыты, но позже изначально анонсированных дат.

Перевозчик планировал выполнять в столицу Китая пять рейсов в неделю из Владивостока на SSJ100, четыре рейса в неделю из Иркутска на том же типе самолетов и три рейса из Красноярска на Boeing 737. Первые два рейса из Владивостока должны были состояться 18 и 20 декабря, но оба отменены перевозчиком из-за причин «производственного характера, не связанных с эксплуатацией воздушных судов», сказал представитель авиакомпании. Пассажиры были пересажены на рейсы авиакомпаний-партнеров без взимания дополнительной платы. Еще, как минимум, один рейс из Красноярска компания должна была выполнить 19 декабря, но он тоже был отменен.

По словам собеседника в одной из авиакомпаний группы «Аэрофлот», до закрытия продаж купить билеты по этим трем маршрутам успело около 400 человек. Часть из них повезут рейсами «Авроры», часть – рейсами «Аэрофлота» с пересадкой в Москве, часть – рейсами китайских авиакомпаний.

«Аврора» летает в Пекин из Владивостока с частотой пять рейсов в неделю. Долететь до столицы Китая из Иркутска можно также рейсами «Авроры», но не напрямую, а с пересадкой в Хабаровске. Билеты из Красноярска в Пекин продаются на сайте «Аэрофлота» только с пересадкой в столичном «Шереметьево».

Источник «Ведомостей» в группе «Аэрофлот» говорит, что причина отмены рейсов – отсутствие у «России» документов, разрешающих перевозки в Пекин, компания просто не успела оформить их к началу рейсов. По словам собеседника, ранее «Россия» не выполняла рейсы по трем этим направлениям. При этом с рейсами из Владивостока в Харбин (трижды в неделю), которые должны начаться с 24 декабря, таких проблем нет.

«Россия» приступила к прохождению аккредитации в Главном управлении гражданской авиации КНР (ГУГАК) в марте 2023 г., говорит представитель авиакомпании. Перевозчик получил операционное разрешение ГУГАК, подтвержденные слоты [в аэропортах] и права на выполнение полетов из Владивостока, Красноярска и Иркутска, уверяет он. Но 15 декабря администрация пекинского аэропорта “Дасин” уведомила об отказе в приеме и обслуживании рейсов до выполнения дополнительных требований. “Несмотря на готовность авиакомпании оперативно обеспечить выполнение указанных требований, администрация аэропорта не пошла навстречу, в связи с чем были отменены ближайшие рейсы в «Дасин». Пассажиры были пересажены на другие рейсы группы «Аэрофлот» без дополнительной платы”, — сказал представитель авиакомпании.

Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что авиакомпания обратилась в Минтранс России за помощью в решении вопроса, но запрос российской стороны был проигнорирован в Китае.

Представитель Росавиации отметил, что «Россия» получала временные допуски на маршруты из Красноярска, Владивостока и Иркутска в Пекин. Аккредитация авиакомпаний за границей относится к ответственности самих перевозчиков, добавил он. «Для аккредитации авиакомпаний необходимо подать комплект документов по требованиям местных авиавластей. Срок их подачи регламентирован. К нам не поступала информация – когда, в каком виде, по каким каналам происходила передача документации для аккредитации», – отметил собеседник. В Минтрансе на запрос не ответили.

Источник «Ведомостей» в авиакомпании, не входящей в группу «Аэрофлот», говорит, что и без того сложный многоступенчатый порядок получения разрешений на рейсы в Китай за последние годы существенно усложнился. Юридические договоренности о рейсах в зарубежную страну начинаются с подписания межправительственных соглашений Минтрансом России и соответствующим ведомством другого государства. После этого авиакомпании подают заявки на допуски на рейсы по конкретным маршрутам в рамках межправсоглашений. Получившие допуски перевозчики обращаются в Минтранс России с просьбой уведомить зарубежные авиавласти о намерении запустить рейсы, после этого Минтранс направляет проект ноты в МИД России, которое направляет его в посольство Китая в России, оно – в МИД КНР, а уже министерство направляет его в орган, отвечающий за организацию воздушного движения.

«После этого начинается процедура аккредитации авиакомпании – регистрация представительства, открытие банковских счетов. Перевозчик также получает разрешения, связанные с безопасностью полетов, и экономическую лицензию, в которую вносят аэропорты, куда ему разрешено летать», – рассказывает собеседник «Ведомостей».

По его словам, для получения аккредитации надо заключить четыре разных договора с компаниями, работающими в аэропорту, среди которых договор на взлет-посадку, на противообледенительную обработку судов, на наземное обслуживание. Все эти документы должны быть предоставлены авиавластям Китая. Аккредитацией российских авиакомпаний занимается подразделение администрации гражданской авиации Китая (Civil Aviation Administration of China) в Шеньяне. В этом году Китай открывается для международных рейсов, объем заявок превышает возможности этого подразделения, поэтому процедура может занять больше времени, чем обычно, говорит источник «Ведомостей».

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов отмечает, что любое изменение даты и времени вылета дает пассажиру право обратиться в авиакомпанию или к посреднику (в зависимости от того, у кого были приобретены билеты) и вернуть деньги за перелет, если его не устраивают новые условия, которые предлагает перевозчик. Он считает, что в данном случае авиакомпания сделала максимум возможного, чтобы учесть интересы пассажиров.

«Каждая страна выдвигает свои условия для выполнения международных рейсов, не всегда их можно выполнить в короткие сроки. «Россия» могла просто отменить назначенные рейсы, вернуть деньги клиентам и оставить их один на один с проблемой перелета в Пекин. Перелет с пересадкой в «Шереметьево» связан с определенными сложностями. С другой стороны, за него, вероятнее всего, будут начислены бонусные мили», – говорит Зотов.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что анонсирование рейсов до завершения процедуры получения разрешительных документов – обычная практика для авиакомпаний, которые стремятся иметь большую глубину продаж и максимальную загрузку уже с первого рейса. «Это распространенный подход. Оправдан ли он – зависит от того, насколько адекватно авиакомпания оценивает свои силы в вопросе получения [разрешений]», – отмечает эксперт.