Правительство сможет ограничивать контроль за крупными госконтрактами

Первое исключение – строительство Керченского моста
Чтобы Мособлбанк смог обслуживать подрядчиков при строительстве Керченского моста, правительство изменило правила казначейского сопровождения госконтрактов/ Д. Симаков/ Ведомости

Изменения коснутся проектов, по которым условия выбора подрядчика устанавливает правительство. В основном это крупные стройки, например Керченский мост, космодром Восточный, энергомост в Крым. Это могут быть также закупки «Росатома», контракты по гособоронзаказу и, например, закупка лекарств для Минздрава, Минобороны, МЧС и других ведомств.

Правила финансового сопровождения отобранных правительством госконтрактов и строительства Керченского моста были изменены почти синхронно. 4 июля премьер Дмитрий Медведев подписал первое постановление, а на следующий день скорректировал условия контроля за мегастройкой.

Обновленные правила казначейского сопровождения позволяют правительству дать больше финансовой свободы заказчику и профильному ведомству – разрешить им выбирать, какие договоры по госпроекту будут обслуживаться в Федеральном казначействе, а какие – в банках. До этого и генподрядчик, и субподрядчики должны были открывать счета в казначействе.

Для крупнейшей в стране стройки – Керченского моста ценой в 228 млрд руб. – исключение уже сделано: в казначейство будут переведены только расчеты исполнителя – «Стройгазмонтажа» (принадлежит Аркадию Ротенбергу) и его дочерней структуры «СГМ-мост», которая управляет проектом. Все остальные расчеты будет отслеживать Мособлбанк, санируемый «СМП банком» Аркадия и Бориса Ротенбергов.

Восточная схема

Казначейство сопровождало еще в 2015 г. контракты генподрядчика строительства космодрома Восточный – «Дальспецстроя» и всех субподрядчиков. Благодаря казначейскому сопровождению удалось тогда сэкономить 152,8 млрд руб., которые остались на казначейских счетах к 1 января 2016 г., отмечал в презентации в феврале руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин.

Минфин рассчитывал, что система казначейского сопровождения усилит контроль за бюджетными деньгами. Госконтракты ценой более 100 млн руб., если по ним предусмотрено авансирование, с 2016 г. должны обслуживаться в казначействе. Все исполнители будут открывать там счета, а получить деньги смогут только на конкретные цели и после проверки запроса.

Поправки к правилам казначейского сопровождения разрабатывались в Минфине, утверждает представитель Минэкономразвития. Представитель Минфина не ответил на запрос. Правительство может дать право госзаказчику по согласованию с распорядителем бюджетных средств определять глубину казначейского сопровождения госконтрактов, заключенных по решению правительства, считает замруководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев.

Казначейское сопровождение должно снизить риск потери бюджетных средств, но жесткие нормы не всегда удобны, объясняет координатор рабочей группы Экспертного совета при правительстве по госзакупкам Георгий Сухадольский: поэтому правительство оставляет себе возможность для исключений. Например, в случае с Керченским мостом в казначействе обслуживаются только «Стройгазмонтаж» и «СГМ-мост». Счета остальных более чем 140 субподрядчиков и поставщиков открыты в Мособлбанке, сообщил представитель Росавтодора. На них придется больше половины стоимости контракта: только «Мостотрест» выполняет для СГМ работы на 96,9 млрд руб.

Различие лишь одно: на ком лежит ответственность за перечисление денег – на казначействе или на банке, констатирует представитель Минтранса, согласно контракту Мособлбанк будет каждый месяц отчитываться перед Росавтодором и Федеральным казначейством. За прошедший год Мособлбанк показал себя как эффективный контролер за финансовыми потоками по проекту, утверждает представитель Росавтодора. Выработанная схема платежей является оптимальной и позволяет производить все работы четко по графику, отмечает представитель «СГМ-моста».

Пока только Росавтодор и Минтранс воспользовались возможностью ограничить полномочия казначейства. Других госконтрактов, составленных по новым правилам, в базе госзакупок обнаружить не удалось. Вряд ли этой нормой будут пользоваться часто, считает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин: крупных проектов не так много. Но если у исполнителя контракта есть родственный банк, то он, конечно, заинтересован, чтобы деньги из него не выходили, рассуждает Бегтин: «Субподрядчики начинают тратить средства не сразу, а банк в это время на льготных условиях может кредитовать родственные компании. Может зарабатывать на фондовом рынке, курсах валют».

После перевода госконтрактов на казначейское сопровождение средства, предназначенные для подрядчиков, лежат на казначейских счетах, но не могут быть направлены ни на обслуживание банковского долга, ни на налоги, ни на выплату зарплаты, рассказывал ранее первый вице-президент компании «Сибмост» Владислав Кошкин.

Не надо воспринимать казначейское сопровождение как панацею, отмечает первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин: казначеи по большому счету – это кассиры, они следят, куда идут деньги, но не могут проверять, насколько эффективно они расходуются.