Куба готовится к кризису

Страна вынуждена нормировать продажу продуктов из-за США и Венесуэлы
Куба импортирует около двух третей потребляемого продовольствия/ Ramon Espinosa / AP

Давление на экономику Кубы усиливается из-за ужесточения санкций США и тяжелого кризиса в Венесуэле, которая больше не может поставлять ей много нефти по заниженным ценам. Из-за этого кубинское правительство даже объявило о планах нормировать продажу основных видов продовольствия и гигиенических товаров с целью не допустить спекулятивной торговли дефицитными товарами. Специалисты прогнозируют падение кубинской экономики в ближайшие годы, хотя оно вряд ли будет таким же сильным, как после распада СССР.

Куба обычно тратит около $2 млрд в год на импорт продовольствия, что удовлетворяет почти 70% ее потребностей в продуктах питания, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Ухудшает ситуацию то, что администрация президента США Дональда Трампа ужесточает политику, пытаясь изолировать экономику Кубы. По словам министра экономики Бетси Диас, из-за американского эмбарго Куба вынуждена приобретать продукты в отдаленных странах по более высоким ценам.

Кроме того, ее сельскохозяйственный сектор не справляется с поставленными целями по производству основных видов продовольствия, признают власти. Поэтому в пятницу Диас объявила, что правительство будет нормировать продажу мяса, яиц, растительного масла и других продуктов, чтобы кубинцы не стали в панике скупать продовольствие. «Мы призываем сохранять спокойствие», – заявила Диас по национальному телевидению.

Социализм и рынок

«В каждой социалистической стране есть капиталистический черный рынок», – приводила The Wall Street Journal слова владельца сети кофеен в Каракасе Карлоса Сесара Авилы, которые он услышал от своего родственника из Германии. Мартовская статья WSJ рассказывала о том, что доллар США становится основным средством платежа в социалистической  Венесуэле, где инфляция в прошлом году составила около 1,8 млн процентов. По оценкам экономистов, денежные переводы венесуэльцам из-за рубежа выросли с $1,9 млрд в 2018 г. до $4 млрд менее чем за три первых месяца 2019 г., еще $1,5 млрд жители могут снять со своих зарубежных счетов. «В результате долларизации нефтяная экономика превращается в экономику, зависящую от денежных переводов», – говорил президент консалтинговой фирмы Dinámica Venezuela Эдуардо Фортуни, указывая, что приток долларов из-за границы может превысить доходы Венесуэлы от продажи нефти.

Карточная система Кубы позволяет населению приобретать определенное количество продуктов по низким ценам. Товары, продающиеся не по этой системе, стоят дороже. «Один день нет курицы, на следующий день – говяжьего фарша, а тем временем свинина подорожала втрое, – рассказал WSJ водитель Лоренсо Альмагер из Гаваны. – Люди покупают, сколько могут, и пытаются перепродавать дефицитные продукты».

США при Трампе сократили допустимый размер денежных переводов, которые американцы кубинского происхождения могут отправлять своим родственникам на остров. Также они разрешили американским гражданам, чья собственность на Кубе была конфискована после революции 1959 г., подавать в суд на компании, которые используют ее в своем бизнесе. Цель этого – оттолкнуть от Кубы иностранных инвесторов. Так, двое американцев в начале мая подали иски против круизного оператора Carnival. Власти США приняли уже около 6000 жалоб на конфискацию на Кубе собственности стоимостью около $2 млрд. По проведенным в 1996 г. оценкам, число таких исков может достичь 200 000, а совокупный размер требуемой компенсации – десятков миллиардов долларов.

Вашингтон также планирует дополнительно ограничить возможности американцев посещать Кубу. Кроме того, в начале мая Трамп пригрозил ввести против Кубы «санкции самого высокого уровня», если ее военные не прекратят поддерживать президента Венесуэлы Николаса Мадуро, которого пытается свергнуть оппозиция.

Экономика Кубы выросла на 1,2% в 2018 г., и правительство прогнозирует рост на 1,5% в этом году. Но специалисты в этом сомневаются. Их пессимизм отчасти связан с падением поставок нефти из охваченной глубочайшим кризисом Венесуэлы. Если в 2012 г. они превышали 100 000 баррелей в день, то в марте составили лишь 47 000 баррелей в день, по словам профессора экономики Питтсбургского университета Кармело Меса Лаго.

Именно эти поставки по заниженным ценам, о которых в 2000 г. договорились тогдашний президент Венесуэлы Уго Чавес и кубинский лидер Фидель Кастро, помогли Кубе преодолеть длившийся целое десятилетие кризис, начавшийся после распада СССР. Лишившись советской поддержки, кубинская экономика за 10 лет сократилась на 35%, в стране почти начался голод. Но сейчас кризис вряд ли будет таким же тяжелым, считают эксперты. «Если все связи Кубы с Венесуэлой будут разорваны, ее экономика за два-три года сократится на 8–10%», – считает кубинский экономист Павел Видаль, проживающий сейчас в Колумбии (цитата по WSJ).