Кувейтский шейх судится с UBS из-за неполученной взятки в $20 млн

Мешаль Джарах аль Сабах утверждает, что сотрудник UBS предложил ему деньги, чтобы тот помог назначить банк консультантом в крупной сделке, но впоследствии отказался платить
G.Colla/ Bloomberg

Кувейтский шейх подал в суд на банк UBS, утверждая, что в 2009 г. высокопоставленный сотрудник банка предложил ему $20 млн за способствование участию банка в качестве финансового консультанта в одной из крупнейших сделок по слиянию и поглощению на Ближнем Востоке. Но впоследствии, по утверждению истца, банкир отказался оплачивать его посреднические услуги.

Шейх Мешаль Джарах аль Сабах подал иск против UBS в суд Дубая, где банк имеет представительство. Претензии шейха касаются сделки по выкупу африканских телекоммуникационных активов крупнейшего кувейтского мобильного оператора Zain. Изначально покупателем активов должна была выступить французская группа Vivendi, финансовым консультантом по сделке был банк BNP Paribas. Но в итоге в марте 2010 г. активы Zain были проданы индийской Bharti Airtel за $10,7 млрд при посредничестве UBS.

Шейх Мешаль сейчас не является членом правительства Кувейта, но в прошлом он занимал пост в министерстве внутренних дел. Согласно его письменным показаниям, в середине 2009 г. к нему обратился Омар аль-Салехи, вице-президент по инвестбанковским операциям UBS на Ближнем Востоке, и попросил посодействовать, чтобы UBS смог принять участие в организации сделки по продаже активов Zain. Для этого, по свидетельству шейха, нужно было, чтобы обсуждавшаяся в то время сделка с Vivendi не состоялась. Мешаль и аль-Салехи договорились о «комиссионных» в размере 0,1-0,2% от суммы сделки, или, по оценкам аль-Салехи, $20 млн, утверждает шейх. Взамен он должен был убедить акционеров Zain прибегнуть к помощи UBS в организации продажи активов.

По свидетельству шейха, чтобы расстроить сделку с Vivendi, потребовалось всего лишь несколько телефонных звонков. Еще до окончания встречи с банкиром Мешаль заручился поддержкой еще одного члена королевской семьи Кувейта – одного из крупнейших акционеров Zain. После того как Zain отказалась от сделки с Vivendi, шейх занялся выполнением просьбы UBS о получении полномочий главного консультанта по организации продажи активов Zain. Для этого в декабре 2009 г. он встретился с крупнейшим акционером холдинга Нассером Харафи. Вопрос был решен в течение одной встречи, утверждает Мешаль.

После закрытия в марте 2010 г. сделки, за участие в которой UBS (по собственным свидетельствам) получил комиссию в размере $22,5 млн, Мешаль потребовал оплаты своих посреднических услуг, но банк отказался платить, утверждает шейх.

Вместо этого позднее UBS предложил Мешалю должность в банке с зарплатой $600 000 в год плюс 15% всех комиссий от сделок, заключенных с его участием. Предложение не было реализовано, но впоследствии шейх при посредничестве банка консультировал бывшего гендиректора российского мобильного оператора Vimpelcom. По мнению Мешаля, это также свидетельствует о желании банка найти альтернативу выплате ему денежного вознаграждения.

Судебные слушания по иску Мешаля начнутся в июне.

В Vimpelcom и Zain от комментариев отказались. В Bharti и Vivendi не ответили на просьбу предоставить комментарии. Аль-Салехи отказался комментировать обвинения и сослался на официальное заявление UBS, выпущенное в связи с обвинениями Мешаля.

В заявлении UBS говорится, что банк «решительно отвергает обвинения». По свидетельству банка, все встречи его сотрудников с Мешалем носили исключительно светский характер и на них никогда не обсуждались деловые вопросы. При этом UBS признал, что приглашал Мешаля на работу.

Если обвинения шейха подтвердятся, они станут отражением широко распространенной на Ближнем Востоке практики заключения сделок, где огромную роль играют хорошо оплачиваемые посредники. Богатство и власть в странах Персидского залива сосредоточены в руках членов королевских семей, а крупные сделки могут состояться или, наоборот, расстроиться по воле одного-единственного влиятельного человека, говорят юристы.

«Если вам удастся окружить себя агентами влияния, ваши шансы на успех здесь сильно возрастают», - говорит Джон Хабиб, юрист из компании M.E.N.A. Bridge Advisors. Он работает в регионе более 20 лет, консультируя западных бизнесменов.

Как бы то ни было, в последнее время западные банки стали гораздо осторожнее использовать посредников при заключении сделок. США и Великобритания активизировали борьбу с зарубежной коррупцией в своих компаниях, это может предвещать конец сложившейся практики ведения бизнеса в регионе, считают юристы. «Раньше считалось, что достаточно иметь хорошие отношения с важным шейхом — и вам открыт доступ ко всем крупным проектам в Абу-Даби или Дубае. Компании считали, что им просто оказывают небольшую поддержку. Но ситуация постепенно меняется», - говорит Хабиб.

Перевела Надежда Дмитриенко