Нефтяники будут работать на дорожные фонды

Минфин решился предложить повысить в 2014–2015 гг. НДПИ для нефти – правительство остро нуждается в деньгах
Повышение НДПИ для нефти может привести к стагнации нефтяной отрасли/ REUTERS

Других источников у бюджета больше нет, нефтяники – единственная отрасль, которая зарабатывает деньги, констатирует главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Экономический рост затухает, а бюджет раздут, продолжает он, но увеличение налоговой нагрузки приведет к сокращению инвестиций в нефтяном секторе и выльется в стагнацию отрасли. А если направить поступления от нефтяного НДПИ в дорожные фонды, зависимость бюджета от нефти лишь усилится, замечает он. «Стратегически это путь в никуда», – резюмирует Тихомиров.

Поводом для атаки на нефтяников стали дорожные фонды – в них обнаружился дефицит: 108,7 млрд руб., подсчитал Минфин. Дефицит возник из-за налоговых стимулов для нефтепереработки. Чтобы нефтяники выпускали более экологичное топливо, акцизы для стандартов «Евро-4» и «Евро-5» было решено повышать медленнее, чем для «Евро-2» и «Евро-3». В 2012 г. выпуск «Евро-5» вырос сверх прогнозов Минэнерго.

Сильнее всего дефицит ощутят регионы – на топливные акцизы приходится свыше 70% их дорожных фондов. Минфин предлагает добрать доходы, активнее повышая акцизы на более экологичное топливо. Но и это позволит закрыть дыру лишь частично, следует из расчетов Минфина. Поэтому министр Антон Силуанов предложил «модифицировать экспортную пошлину на нефтепродукты» и «посмотреть опережающее увеличение НДПИ для нефти» (цитаты по «Интерфаксу»).

Можно было бы уже в 2014 г. повысить вывозную пошлину для мазута с 66 до 72% от нефтяной, рассуждает федеральный чиновник.

Но рост ставки экспортной пошлины на мазут в 2014 г. не может быть резким, а доходы от повышения этой ставки до 100% от экспортной пошлины на нефть в 2015 г. уже учтены в бюджете и не позволят пополнить дорожные фонды, объясняет директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, еще одна возможность – повышение НДПИ для нефти.

Силуанов указал, что дополнительные поступления от НДПИ как раз и можно было бы направить в дорожные фонды в виде субсидии.

Доля НДПИ в доходах федерального бюджета выросла с 14,4% в 2007 г. до 18,8% в 2012 г., т. е. обеспечивает почти 2 руб. из каждых 10 руб., поступающих в казну. Львиная доля поступлений НДПИ – от нефтяников: в 2012 г. – 88% (газ – 10,6%).

Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» и «Башнефти» отказались комментировать идеи Минфина. «Даже говорить ничего не хочу», – вздыхает сотрудник одной из нефтяных компаний.

Если государство всерьез рассматривает повышение экспортной пошлины на мазут c 66 до 72% от нефтяной в 2014 г., то дефицит дорожных фондов можно покрыть и без увеличения НДПИ. Минфин оценивает выпадающие доходы дорожных фондов в 2014 г. в 48,4 млрд руб., а повышение экспортной пошлины даст не менее 45 млрд, подсчитал директор по аналитике московского нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов. По оценкам Минфина, в 2015 г. дорожным фондам не хватит 32,8 млрд руб. Если государство хочет получить их за счет НДПИ для нефти, оно может повысить базовую ставку с нынешних 470 руб. с тонны примерно до 475 руб., говорит Борисов.

Любые фискальные решения должны быть тщательно просчитаны, уверен руководитель международной налоговой практики Ernst & Young для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов, а мы шарахаемся из стороны в сторону: с одной стороны, льготы даем, с другой – хотим НДПИ повышать, нефтяная отрасль только приспособилась к новой системе 60–66 и новый пересмотр правил негативно скажется на экономике отрасли.

Повысить НДПИ, чтобы пополнить дорожные фонды, – странное решение, замечает Елена Лебединская из Экономической экспертной группы: поступления от НДПИ не привязаны к конкретным расходам. «И как быть с тем, что дополнительные нефтегазовые доходы должны идти прежде всего в резервный фонд?» – продолжает она. Правительство пытается найти хоть какие-то дополнительные источники доходов, чтобы профинансировать уже взятые обязательства, сетует Лебединская.