Что может подстегнуть экономический рост

Самое главное, что нужно для ускорения экономического роста, – улучшить инвестиционный климат, решили участники Петербургского экономического форума. Он скоро улучшится, верят менеджеры, опрошенные Ernst & Young (E&Y)
Е. Разумный для Ведомостей

За январь – май ВВП прибавил всего 1,8%, напомнил министр экономразвития Андрей Белоусов. Среди ответов на вопрос «что может подстегнуть экономический рост?» участники панельной дискуссии на форуме выбрали «улучшение инвестклимата». За этот ответ проголосовали 68% опрошенных, он оставил далеко позади ослабление рубля, снижение тарифов естественных монополий и снижение ставок по кредитам. «Мы все голосовали за все хорошее», – прокомментировал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, но только улучшения инвестклимата будет достаточно для роста экономики.

Инвестиционный кли­мат в России суров, но будет улучшаться, показал опрос иностранных инвесторов, проведенный E&Y. Она опросила 206 топ-менеджеров компаний из 24 стран об инвестиционной привлекательности России. В течение трех лет она повысится, верят 59% респондентов, чуть более четверти считают, что не изменится, а пессимистично настроены лишь 10%: они полагают, что Россия станет еще менее привлекательной для инвестиций.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия пока занимает невысокое 112-е место из 185 стран (за год поднялась на шесть ступеней). Поручение президента Владимира Путина к 2018 г. довести Россию до 20-го места выглядит нереалистично, считают опрошенные E&Y инвесторы.

«Точнее всех диагноз российскому инвестклимату ставит бизнес», – говорит замминистра экономразвития Сергей Беляков, а самый наглядный показатель – растущий отток капитала. По данным министерства, в мае он удвоился по сравнению с апрелем – до $8 млрд, а с начала года приблизился к $38 млрд.

Сейчас Россия не просто конкурирует за инвестиции с другими странами, продолжает Беляков: стоит задача привлечь инвесторов в сложной экономической ситуации, когда решения об инвестициях практически не принимаются. Есть план, как Россия ежегодно должна подниматься в рейтинге Doing Business, говорит замминистра, в следующем рейтинге, который будет опубликован в этом году, Россия должна оказаться около отметки 100. Усилия по улучшению инвестклимата нельзя измерять этим рейтингом, предупреждает Беляков, это лишь индикатор и будет хуже, если положение в рейтинге вырастет, а реальных изменений в качестве предпринимательской среды не произойдет.

Рейтинг Doing Business – скорее ориентир для чиновников, по которому они могут следить за эффективностью работы госорганов, соглашается управляющий партнер E&Y Александр Ивлев, ведь в рейтинге оценивается не качество нормативной базы, а практика ее применения. Судить о реальном прогрессе в улучшении инвестклимата можно по доле малых и средних предприятий в ВВП и количестве созданных ими рабочих мест.

Самыми привлекательными отраслями инвесторы традиционно назвали энергетику, тяжелую промышленность и автомобилестроение. Треть опрошенных считают, что в ближайшие два года именно энергетика будет основным драйвером роста экономики. Сейчас на энергоресурсы приходится свыше 70% российского экспорта и около 50% доходов бюджета. Еще 23% назвали в качестве лидера роста тяжелую промышленность, 13% – автомобилестроение. В числе флагманов 12% респондентов выделили и производство потребительских товаров. Растущий потребительский рынок – ключевое преимущество российской экономики, указали 70% опрошенных. В 2012 г. потребительский спрос был главным драйвером экономического роста. По ВВП на душу населения Россия опережает другие страны БРИКС. По данным Всемирного экономического форума, российский потребительский рынок девятый по объему в мире, а к 2020 г. может стать четвертым и крупнейшим в Европе.

Главным недостатком остается политическая, законодательная и административная среда: 55% респондентов указали, что качество институтов осложняет ведение бизнеса в России. Слабая институциональная среда отпугивает не только потенциальных инвесторов, но и тех, кто уже ведет бизнес в России, констатирует E&Y, подтверждение этому – отток капитала.