"Суррогаты" напоминают о прелестях киберпанка

Вслед за «Геймером» выходят «Суррогаты» – еще один триллер про то, что виртуальная реальность скоро обретет способность быть материальной
Outnow.ch

Сюжетная новизна «Геймера» была в том, что в роли персонажей виртуальных игр выступали живые люди, которыми закулисные игроки могли управлять при помощи особых технологий. Новизна Surrogates Джонатана Мостоу в том, что живые люди вообще перестают выходить в реальный мир, ведь там опасно. Они не покидают квартир, полулежа в креслах примерно как герои «Матрицы». Но если те управляли виртуальными двойниками в матричном пространстве, то персонажи «Суррогатов» управляют двойниками-биороботами, обитающими вместо них в реальном мире.

В какой-то мере «Суррогаты» – фильм-пара к «Геймеру», фильм-перевертыш, «Геймер» наоборот. Там – живые люди становились частью виртуального пространства. Тут – виртуальное пространство вытесняет из реальности живых людей, заполоняя собой все, точнее почти все, потому что в городах остаются островки-гетто, населенные подлинными людьми, которые принципиально против суррогатов, или (как их именуют в фильме) суров, снабжают свои лавчонки надписями for humans only и ведут себя по-сектантски агрессивно.

В любом случае оба фильма про то, как пугающая многих виртуальная реальность окончательно материализовалась.

Суры делают за двойников-хозяев все: не только работают или, например, воюют без угрозы для жизни хозяина (если сура убьют – можно заказать нового), но и отдыхают. Ходят по клубам, делают пластические операции, занимаются сексом. Хозяин дряхлеет, рыхлеет – суры остаются молодыми, не говоря уже про то, что прекрасная девушка-сур может оказаться двойником толстого немытого мужика: тут уже прямая параллель с «Геймером», где такой же мужик играет за сексапильную девицу.

Скажете: сюжет идиотский? Что никто никогда не решился бы отказаться от внешнего мира и выпустить туда робота-двойника? Но разве интернет не переполнен такими же виртуальными «вторыми я» с лицами прекрасных девушек? И разве многие из нас по достижении определенного возраста не избегают встреч с одноклассниками, стесняясь своего вида и мечтая послать на встречу себя десятилетней давности?

Есть прямая параллель «Суррогатов» и с «Матрицей». Оказывается, как и в «Матрице», истребив виртуального двойника (но изощренным способом), можно убить и его хозяина. Хотя считается и рекламируется, будто гибель суррогата на хозяине не отразится. Когда начинается эпидемия убийств и становится ясно, что на карту поставлено будущее мира, детектив, которого играет Брюс Уиллис, вынужден отказаться от своего сура (тем более что того тоже прикончили) и впервые за годы выйти в реальный мир.

Как всякое произведение в жанре киберпанка, «Суррогаты» не только об угрозе для человечества, которую таит в себе виртуальная реальность, но и о новом тоталитаризме, глобальных слежке и контроле, порожденных компьютерными технологиями. Как во всяком киберпанковском произведении, творцом тоталитаризма оказывается мегакорпорация, подсадившая мир на очередную виртуальную иглу. Создатель этой корпорации по традиции вольно или невольно ассоциируется с Биллом Гейтсом, но таковы законы жанра.

Подобные произведения традиционно милы и тем, что именно их создатели недодумали или недоговорили. Интересный вопрос: что произошло в мире не нуждающихся в мирской пище суррогатов с ресторанным бизнесом, который по идее должен был (добровольно?) самоуничтожиться?