Как побывать в космосе

Несколько лет отделяют мир от космических путешествий, в которые за $200 000 приглашает отправиться компания Virgin Galactic

Вы только представьте, как много невероятных вещей стали в наши дни настолько привычными, что мы о них даже не задумываемся: 3D-телевизоры размером со стену в магазинах на центральных улицах, персональный видеокоммуникатор в каждом кармане, победа капитализма на территории бывшего Советского Союза... и еженедельная увеселительная прогулка в космос, на которую отправляются сотни людей.

Хорошо-хорошо, этот последний пункт, самый невероятный из всех, пока не реализован. Развлекательный космический корабль компании Virgin Galactic, который Арнольд Шварценеггер в 2009 г. окрестил VSS (Virgin SpaceShip Enterprise, англ.: “космический корабль Virgin + “смелое предприятие”), должен был начать полеты в 2007-м, но до космоса пока не долетел. Впрочем, когда-то это, скорее всего, произойдет, и к 2013 году Enterprise будет готов к тому, чтобы три раза в день взлетать с шестью пассажирами на борту, готовыми выложить $200 000 за двухчасовую космическую прогулку. В конечном итоге Virgin планирует обзавестись флотом, состоящим из пяти космических кораблей.

А дальше – тишина

Естественно, уже через пару дней после первого старта полеты перестанут быть новостью номер один для СМИ. Как только знаменитости, предприниматели и богатые моты, заплатившие полную сумму аж семь лет назад, слетают и разъедутся по домам, съемочные группы немедленно покинут космопорт America в Нью-Мексико, спроектированный дизайнерским бюро Foster + Partners.

А между тем свой билет уже оплатили примерно 500 пассажиров компании Galactic. Среди них Филипп Старк, Стивен Хокинг, режиссер фильма “Люди Икс” Брайан Сингер, певица Сара Брайтман, девелоперы Ник и Кристиан Кэнди, а также престарелая мать сэра Ричарда Брэнсона и его дети. Когда они приземлятся, каждый получит свой кусочек эфирного времени.

Очевидно и то, что авторитет Брэнсона взлетит выше, чем его космический корабль. Он уже сейчас самый знаменитый предприниматель у себя на родине, и успех Virgin Galactic станет одной из величайших побед, когда-либо завоеванных британцем или британской компанией. Его достижения трудно переоценить. Потребовались усилия 400 000 человек и десять лет работы, чтобы высадить 12 человек на Луну. Так что для компании, которая еще недавно торговала уцененными кассетами, наладить отправку туристов в космос за столь короткое время – это непревзойденный результат.

Но скоро все истории о путешествии будут рассказаны, видеосъемка, сделанная на борту, тысячи раз загружена на YouTube, и каждый из нас успеет встретиться с человеком, побывавшим в космосе. Зная, насколько утомленными и неэмоциональными могут быть богатые, можно предположить, что кто-то будет не в восторге от полета – или притворится, что не в восторге, так что часть слетавших, возможно, не выразит никаких эмоций, как в свое время по отношению к “Конкорду”.

Побывавший на Луне астронавт Базз Олдрин, который в значительной мере повлиял на решение Брэнсона организовать полеты в космос (встреча Олдрина и Брэнсона состоялась в баре в Марракеше в 1996 году), довольно пессимистичен по поводу впечатлений от подобного путешествия. Для этого ему достаточно было увидеть тестовый полет прототипа VSS в июне 2010 г. “Ты наблюдаешь, как небо становится темно-синим, а затем черным, – сказал Олдрин журналистам. – В этот момент двигатели отключают, и ты оказываешься в состоянии невесомости”. Вот и все. (С другой стороны, Стори Масгрейв, который шесть раз пилотировал шаттл и провел в космосе гораздо больше времени, чем Олдрин, говорит, что ждет не дождется, когда снова полетит на Virgin, так что есть надежда, что большинство пассажиров Galactic будут восхищены полетом.)

Парадокс заключается в том, что для Virgin будет лучше всего, если полеты приобретут рутинный характер. Потому что единственное, что может вернуть в космопорт телерепортеров и возродить общественный интерес к этой теме, – это какой-нибудь катаклизм. Аварийная ситуация по модели “Аполлона-13”, только с более стремительным и фатальным развитием событий.

Риск – дело благородное

Нехорошо, конечно, предвещать ненастье на параде, которым командует Брэнсон, и пытаться охладить пыл 90 000 потенциальных “космонавтов”, успевших записаться на рейсы Galactic, но небольшой ушат холодной воды не повредит. Безопасность пока не подверглась серьезному анализу со стороны средств массовой информации, хотя, надо думать, в самой компании Virgin все потенциальные опасности были наверняка всесторонне изучены.

Имманентная опасность космических полетов – вот главная проблема, которая бросается в глаза, и проблема очень серьезная. Трагедией закончился каждый 64-й старт “космических челноков”. Из 520 человек, побывавших в космосе, 18 погибли в ходе космической миссии, еще как минимум 11 астронавтов – в ходе подготовки к полету. В общем, в зависимости от системы подсчета смертность при исследовании космоса на сегодняшний день составляет от двух до пяти процентов. Если бы такие показатели были в гражданской авиации, то ежедневный счет погибших шел бы на десятки тысяч.

А теперь давайте посмотрим на эту ужасающую картину в более широком контексте. До Virgin Galactic все полеты в космос строились на самой примитивной инженерной модели – в сущности, на том, чтобы поместить человека на огромную бомбу. Масгрейв описывал концепцию американских шаттлов как опасную по определению: “Бабочка, насаженная на пулю”.

Но, похоже, принцип полетов, который предлагает Virgin Galactic, практически полностью исключает какую-либо опасность. Космический корабль стартует с самолета-носителя (“материнского корабля”) на высоте около 15 000 м, топливо, которое в нем используется, производится из двух безопасных компонентов – веселящего газа и переработанной резины, и при этом разработан остроумный способ возвращения на Землю.

Есть и еще один важный момент. Если не учитывать в показателе смертности гибель 14 астронавтов в двух катастрофах шаттлов и смертельные случаи в период советского освоения космоса, то цифры окажутся куда менее мрачными для Galactic.

Virgin старается свести к минимуму риск в сфере, где он неизбежен по определению. Virgin Atlantic (принадлежащая Брэнсону авиакомпания. – Прим. ред.) позиционирует себя как “более безопасная, нежели Qantas” (австралийская фирма, держит титул “самой безопасной авиакомпании”. – Прим. ред.), и послужной список, в котором нет авиакатастроф, ставит ее в один ряд с более крупными и более опытными компаниями.

Впрочем, многие члены команды Virgin Galactic признают, что фактор риска все-таки есть. Как ни убедительно звучат аргументы в пользу безопасности Galactic, закон Мёрфи утверждает, что новые технологии неминуемо связаны с непредвиденными проблемами. Легендарный аэрокосмический конструктор Бёрт Рутан, создавший космоплан для Virgin, говорит: “Все спроектировано так, чтобы быть не опаснее, чем первые аэропланы 20-х годов ХХ века. Но не верьте, если кто-то скажет, что риск здесь так же мал, как и на современных самолетах, которые летают уже около 70 лет”.

Примерно то же заявляет и Уилл Уайтхорн, один из отцов-основателей проекта, друг Брэнсона и в прошлом его правая рука: “Мы должны сделать наши полеты безопаснее, чем управление автомобилем. Хотя вряд ли мы сможем обеспечить такой же уровень безопасности, как при путешествиях на широкофюзеляжных самолетах, потому что для этого потребуется очень много времени”.

Космическая рулетка

Все это звучит отрезвляюще, и невольно возникает вопрос: когда дело дойдет до полета, сколько людей из числа купивших билеты в последний момент предпочтут остаться на Земле? Сколько руководителей компаний, которые сейчас намерены лететь, вынуждены будут отказаться под давлением совета директоров?

Уайтхорн (когда-то он был президентом Virgin Galactic. – Прим. ред.), который теперь возглавляет дизайнерскую Loewy Group и входит в совет директоров компании Stagecoach, но продолжает консультировать Galactic и даже участвовал в одном из ее первых полетов, как-то заметил, что всякий раз, когда дата старта отодвигается, клиенты “вздыхают с облегчением”.

Нетрудно понять, почему так происходит. Большинство купивших билет – мужчины 40–50 лет, которых в подростковом возрасте поразила высадка на Луну, вызвав восторженное отношение ко всему, что связано с космосом. Более юное поколение воспринимает космическую тему куда более скептически. Кроме того, представители старшего поколения располагают средствами, у них нет маленьких детей, и они, как ни кощунственно это звучит, спокойнее смотрят в глаза смертельной опасности, нежели молодежь, обремененная семьей. С другой стороны, нельзя сказать, что люди средних лет прямо-таки мечтают отправиться на тот свет. Поэтому ситуация, при которой билеты в космос у них есть, однако лететь прямо сейчас не нужно, их очень устраивает.

А вот братья Кэнди ждут старта с нетерпением. Старший, Ник, которому 38 лет, купил три билета на один из первых рейсов: один для себя, еще два – в качестве свадебного подарка младшему брату с женой. “Они не отправят гражданских в космос до тех пор, пока не будут абсолютно уверены в безопасности, – считает он. – Ричард, его мама и дети – все собираются лететь первым же рейсом. Хотят увлечь собственным примером”. При этом Ник Кэнди признает, что гибель сразу обоих Кэнди будет не на пользу бизнесу, пусть даже такое развитие событий маловероятно. “Скорее всего, мы не полетим все вместе – по семейным обстоятельствам, – говорит он. – Если вы входите в руководство крупной компании, возглавляете ее и несете за нее ответственность, полагаю, вас попросят дважды подумать, прежде чем отправиться в полет”.

Еще одна проблема, которую редко обсуждают, но которая вполне может встать на пути Galactic (о ней случайно проговорился Уайтхорн в одном интервью), заключается в том, что до или после запуска проекта ему могут помешать не несчастья или катастрофы, а вмешательство кого-то постороннего. И хотя нет сомнений в том, что Galactic первой организует путешествие в космос и будет удерживать лидерство на протяжении многих лет, тем не менее у нее есть множество конкурентов, мечтающих любыми способами заполучить местечко в индустрии космического туризма, бюджет которой к 2020 году достигнет $700 млн.

Мастера на орбите

Многие претенденты на участие в космической гонке – настоящие профессионалы. В декабре 2010 года SpaceX, созданная соучредителем PayPal (крупнейшая дебетовая электронная платежная система. – Прим. ред.) Элоном Маском, стала первой частной компанией, которая успешно запустила, вывела на орбиту, а затем вернула на Землю космический корабль. На его борту находился большой круг сыра “Бруэр” – дань любви Маска к его любимому скетчу “Магазин сыров” из сериала “Монти Пейтон”.

Еще есть компания Xcor из Калифорнии, работающая над созданием двухместного космолета для суборбитальных полетов. Armadillo Aerospace, основанная Джоном Кармаком, создателем компьютерных игр, разработала ракеты многоразового использования, которые в скором времени будут доставлять на орбиту научный груз, а позже – и людей.

У Джеффа Безоса, основателя и генерального директора Amazon, есть фирма Blue Origin, имеющая грант NASA и контракт с ним в общей сложности на $25,7 млн, а также космодром в Техасе и намерение в ближайшем будущем отправить в космос корабль с человеком на борту. Да и могущественный Boeing заявил, что в 2015 году двое сотрудников компании станут пилотами разработанного здесь же комического аппарата CST-100.

У России тоже есть свой интерес на этом рынке. Еще в 1990 году Брэнсон обсуждал с президентом Горбачевым возможность слетать в космос на корабле “Союз” за $4,5 млн, но потом решил, что это слишком рискованно. Позже, в 2001–2009 годах, американская компания под названием Space Adventures (“Космические приключения”) отправила на Международную космическую станцию семерых клиентов, заплативших за полет десятки миллионов долларов. На МКС их доставили корабли “Союз”. Последним в этой компании оказался Ги Лалиберте, основатель и руководитель Cirque du Soleil, который, по слухам, заплатил за свое двухнедельное пребывание на орбите $35 млн.

Space Adventures, заключившая соглашение с Armadillo Aerospace, вскоре вновь пригласит желающих в 10-дневное путешествие на МКС. Еще она предлагает облететь Луну. “Поездка” займет 17 дней и будет стоить $150 млн. Говорят, предложением заинтересовался режиссер “Аватара” Джеймс Кэмерон. Более “доступные” орбитальные полеты та же компания предлагает в сотрудничестве с Boeing начиная с 2015 года.

Возможно, другие участники этого рынка слегка эксцентричны, но все же не до полного безрассудства. Барселонская компания Zero2unfinity, основанная бывшим аэрокосмическим инженером Хосе Мариано Лопесом Урдиалесом, привлекла венчурный капитал и провела тестовые полеты в ближний космос на гелиевом шаре Bloon диаметром 129 м. Планируется, что в 2013 году Bloon будет доставлять любителей приключений на высоту 36 км в роскошной гондоле шириной 4,3 м с панорамными окнами и даже, возможно, частной каютой. Билеты уже в продаже. Цена – 110 000 евро.

Остальные подражатели Virgin Galactic, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. Так, одна британская команда вот уже более 20 лет обманывает доверчивых журналистов, регулярно делая громогласные заявления о том, что всего через несколько лет отправит человека в космос. Спорим, что не отправит!

Таково положение дел в индустрии космического туризма, доказывающее, что уже совсем скоро он станет обыденной частью нашей жизни. В 50-е годы акваланг был дорогостоящей и опасной новинкой, не имевшей, казалось, никакой коммерческой перспективы, а сегодня в мире насчитывается более 30 млн дайверов. Да и железными дорогами поначалу пользовались только любители пощекотать себе нервы, прежде чем в обществе поняли, что рельсы и составы могут иметь практическое применение.

Экстраполируя все вышесказанное на космический туризм, можно предположить, что его развитие приведет к более дешевым и безопасным полетам, а это, в свою очередь, создаст самые разнообразные способы путешествий к другим планетам и галактикам. Возможно, в один прекрасный день человечеству понадобится космический транспорт, чтобы найти себе новый дом. А следовательно, если лучшие умы человечества и придут к согласию в чем-то, так это в том, что исследованиями космоса нельзя пренебрегать.