Фильм «Железное небо»: На радость сетевому гику

Собрав деньги через интернет, финские кинематографисты по-честному сняли фильм для его пользователей – тем, кто не относит себя к сетевым гикам, «Железное небо» может и не понравиться
Blind Spot Pictures

Кто девушку платит, тот ее и танцует – за фильм «Железное небо», который несколько лет подряд кропотливо снимали и отрисовывали (в картине масса в буквальном смысле рукодельных спецэффектов) участники талантливой финской киносамодеятельности, интернет-юзеры, откликнувшиеся на призыв авторов, заплатили чуть ли не миллион евро (называется 10% бюджета – а это 750 000 евро как минимум). Логично, что он полностью соответствует ожиданиям среднестатистического, целыми днями просиживающего в сети тинейджера, который от кино в первую очередь хочет следующего: чтоб было похоже на комикс, а также чтоб было смешно и там и сям поблескивали отсылки ко всякой научно-фантастической классике ну и ко всякому черно-белому псевдофантастическому трэшу. В сущности, только из вышеперечисленного «Железное небо» и состоит: на визуальном уровне – из одних комиксовых картинок с речевыми пузырями, на нарративном – из сплошных ситуативных шуток. Теоретически было бы здорово пустить за кадром здоровый ситкомовский хохот: президент США – баба, уаха-ха! – посылает на Луну вместо космонавта артиста – уа-ха-хах-ха! Темнокожего – и вовсе невообразимый хохот! На поверхности спутника нашей планеты афроамериканец встречает фашистов, которые квартируют там с самых 40-х, когда их зачистили с лица Земли. Фашисты готовят впечатляющий камбэк – новое, на сей раз межпланетное вторжение. Главный наци имеет опытное, насобачившееся веселить европейского зрителя пучеглазое лицо Удо Кира. Негр-астронавт прилетает на Луну, встречает там Кира, тот пучит глаза – хохот в зале! Определенно комическая ситуация.

«Железное небо» состоит из 200%-но предсказуемых ходов, за которые аудиторией заранее заплачено – кого еще может представить среднестатистический сетевой деятель в роли заместителя Гитлера на Луне, как не Удо Кира? Ветеран немецкой кинематографии, лицо европейского арт-трэша, он не может не появиться в проекте, где задействованы проживающие на другой планете нацисты, масса неполиткорректных шуток и черно-белое тонирование кадра. А также синефильские вздохи по старому, идеологизированному, тоталитарному кино германских 30-х – в кадре помимо прочего присутствует и несколько иконописно арийских физиономий, которые украсили бы любой пропагандистский эпик гитлеровской эпохи. Это в первую очередь железобетонный красавец Гетц Отто, играющий офицера, что мечтает сместить фюрера, став на его место, и аккуратная Юлия Дитце в роли белокурой учительницы начальных классов, что учит юных, уже на Луне родившихся восьмилетних фашистов любить Четвертый рейх и ненавидеть негров, славян и евреев. Именно между ней – нетрудно догадаться! – и залетным темнокожим астронавтом возникнет межгендерное напряжение.

«Железное небо» – социальный заказ редкого размаха: людей, которые ушли с него недовольными, можно пересчитать по пальцам – как правило, это кинокритики, которые подобного комического парапанка насмотрелись, еще изучая кинопродукцию мелких, но креативных американских студий 50-х гг. Простодушному зрителю все происходящее на экране кажется освежающей новинкой – ну да и стоит ли его винить: продукта, в такой степени отвечающего чаяниям аудитории, в нашем прокате не появлялось давно. Более того – российским производителям, очевидно, стоит поучиться у финских тому, как удовлетворять запросы публики. Удовлетворяют их они, впрочем, не за государственные деньги – и это тоже не отметить нельзя.