Строительство музея транспорта Риверсайд в Глазго обошлось в $120 млн

После индустриального кризиса, длившегося едва ли не весь XX век, Глазго переживает второе рождение
Culture & Sport Glasgow (Museums)

Cегодня Глазго — третий по значимости город Великобритании. После индустриального кризиса, длившегося едва ли не весь XX век, город переживает второе рождение. На этот раз местные власти сделали ставку на культуру и туризм и начиная с 1980-х годов последовательно создают объекты, служащие для регенерации городской среды и привлечения туристов.

Для Глазго важно поднять статус, город ощущает себя одним из ключевых культурных центров Британии, а не только центром промышленности икораблестроения. Понимание того, что туристический поток сегодня не меньший ресурс, чем верфь или сталелитейный завод, ведет к возникновению ярких архитектурных образов. Так появился центр науки, спроектированный Норманом Фостером и за свою форму получивший прозвище “броненосец”, футуристический центр науки, созданный бюро BDP Architects, и, наконец, музей транспорта Риверсайд. Автором проекта стала знаменитая Заха Хадид.

/ Culture & Sport Glasgow (Museums)
/ Culture & Sport Glasgow (Museums)

Город, славящийся своей промышленной историей, крупнейший центр судостроения, сегодня получил новый туристический аттракцион. Муниципальные власти, которые посчитали это делом чести, открыли музей, несмотря на кризис, увеличившийся бюджет и прочие экономические перипетии. Проект- заказ городского совета, как и большинство подобных сооружений. Редко какая коммерческая компания решится на столь смелый эксперимент. Сдругой стороны, благодаря негласному соревнованию городов мы получаем все больше удивительных, непостижимых по архитектуре зданий, становящихся не только хранилищем музейной коллекции, но и украшением города.

По уже установившейся традиции площадкой для строительства был выбран не самый развитый район, который требовалось реанимировать. Здание возведено на месте бывшей верфи и слияния двух рек — Клайд и Келвин. Новый музей — ключевая точка в долгосрочном и масштабном проекте регенерации берегов реки Клайд.

Выбор архитектора, как и во всех проектах подобной значимости и масштаба, проходил на основе конкурса. В финальном шорт-листе были такие звезды, как Даниэль Либескинд и Норман Фостер, а всего в конкурсе приняли участие 44 команды. Отмечалось даже сдержанное негодование шотландских архитекторов, которые, конечно, хотели сами построить музей в крупнейшем городе. Из них только Гарет Хоскинз прошел в шорт-лист и занял второе место.

Результаты объявили в 2004 году: победу присудили британской подданной Захе Хадид. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло семь лет.

Заха Хадид в очередной раз доказала миру, что может женщина в архитектуре. Она предложила Глазго динамичный зигзаг, соединяющий город иреку. Каждый ее проект кажется невыполнимым и каждый становится событием. Это ее вторая постройка в Соединенном королевстве. Первой стала клиника в Киркедли, открытая в память жены знаменитого архитектора и теоретика Чарльза Дженкса. Проект предполагал строительство звездами архитектуры сети клиник. А совсем свежая работа — центр водных видов спорта для лондонской Олимпиады.

Разброс ее деятельности велик как географически, так и тематически: Пекин и Лондон, Австрия и Литва, Египет и Россия. Небоскребы, торговые галереи, музеи, концертные залы. К этому моменту на счету Захи Хадид уже несколько реализованных музейных проектов — в Цинциннати, Вольфсбурге и Музей современного искусства в Риме, где здание превзошло по значимости саму коллекцию и стало для города скорее обузой, чем прорывом.

Изначально стоимость проекта в Глазго оценивалась в $80 млн. В итоге возросла до 120 млн. Подобное увеличение характерно для столь масштабных и передовых сооружений, когда, по сути, никто в момент принятия решения не может точно предсказать затраты и из-за сложности технологических решений, и из-за изменчивости экономической ситуации последних лет. Музей строился на деньги городского совета, а недостающие средства были собраны при помощи Heritage Lottery Fund. Этот фонд создан для содержания исторического наследия за счет проведения лотерей. Последние деньги перечислила еще одна благотворительная компания. К подтвержденным $112 млн фонд Riverside Museum Appeal собрал $8 млн добровольных пожертвований. Самый большой взнос в $811 000 внесла BAE Systems — крупная оборонная и авиа-космическая корпорация.

Музей транспорта Риверсайд основан на базе существующего музея, чья экспозиция располагалась в Келвин-холле. Это было одно из самых посещаемых хранилищ города. По структуре новое здание напоминает длинный ангар из нескольких тоннелей, вагонное депо, в которое сбоку врезался безумный поезд, смяв металлическую оболочку проходов в гармошку. Эффектный изгиб и динамика образа отражают тематику музея- идею движения. Снаружи здание покрыто патинированными цинковыми панелями, а торцевые фасады сделаны полностью из стекла и увенчаны зигзагообразным завершением торца крыши.

Одна из ключевых идей проекта — связь суши и воды, столь важная для Глазго в целом. Входя со стороны города, выходишь прямо на реку, кплоскости воды. Напротив выхода стоит корабль “Гленли”- один из нескольких сохранившихся парусников, построенных на верфях реки Клайв. Он тоже превращен в музей.

Вся экспозиция разместилась на одном этаже, что удобно и для публики, и для масштабных экспонатов. Внутри на 7500кв.м- старинные паровозы, машины, модели кораблей и множество предметов, тем или иным образом связанных с транспортом. И хотя он является главным разделом музея, помимо этого в экспозиции заявлено еще восемь тем, в том числе “Мода”, “Сделано в Шотландии”, “Река Клайд” и даже “Катастрофы”. Кстати, Заха Хадид сама выбрала фисташковый цвет для интерьера музея, который, по ее мнению, вызывает теплое позитивное ощущение. Длинные световые полосы под потолком напоминают следы от фар быстро движущихся машин, снятые на длинной выдержке.

Главное пространственное переживание дают волнистый потолок, плавно переходящий в пол, и лента очень толстого троса под потолком, по которому, как по спортивному треку, несутся различные модели велосипедов. Кроме них посетители смогут осмотреть два вагона метро три трамвая, локомотив, вагон поезда и один автобус, а также прогуляться по трем воссозданным улицам и пабам старого Глазго (с 1895 по 1980 год). Все это дополнено огромным количеством документов, воспоминаний и живых человеческих историй, создавших славу города. В коллекции более 3000 экспонатов.

В мае 2012 года хранилище получило престижную награду European Museums Academy как самый инновационный музей. Особо была отмечена его ориентированность на посетителей и высокий уровень интерактивной оснащенности экспозиции, подстраивающейся под разные категории посетителей — отстарших школьников до семей с детьми ипенсионеров. В музее полторы сотни интерактивных пособий, сенсорных экранов и аудиовизуальных инсталляций, дающих возможность познакомиться систорией транспорта. Причем некоторые из них позволяют посетителям повлиять на то, каким будет в будущем экспозиция музея.

Эта публикация основана на статье «Между небом и рекой» из приложения "Как потратить" газеты «Ведомости» от 22.10.2012, №200 (3214).