Статья опубликована в № 3308 от 19.03.2013 под заголовком: И творчество, и чудотворство

«Святой против Льва» Павла Басинского: И творчество, и чудотворство

В новой книге «Святой против Льва» Павел Басинский взвешенно и неторопливо рассказал историю вражды Иоанна Кронштадтского и Льва Толстого

Два современника, великий пастырь и великий писатель, никогда не встречались. И главная драма, боль этой вражды состояла в том, что вражды-то как противостояния двух точек зрения, как полноценной полемики не было. Диалога, пусть гневного, направленного на взаимное испепеление, не было. Была история взаимной глухоты.

С одной стороны, полыхала, как пишет Басинский, «личная ненависть» к «яснополянскому слепцу», не признававшему божественную природу Христа, сыпались проклятия, отвергавшие саму возможность разобраться в точке зрения оппонента. С другой – поднималось глухое молчание, подчеркнуто уважительные слова, иногда недоумение («А мне грустно: почему он враждебно ко мне относится?»). Впрочем, похоже, и Толстой не питал к кронштадтскому пастырю чрезмерной приязни и просто принуждал себя к сдержанности. В конце жизни Толстой признался, что не прочитал ни единой строки Иоанна Кронштадтского. Это для Николая Семеновича Лескова «Пержан» был «враг по сердцу», для Толстого – «просто недоразумение».

При том что общего между «всенародным батюшкой» и автором «Войны и мира» – Басинский это убедительно показывает – было много. Сын сельского дьячка и русский аристократ получили разное воспитание, читали разные книги, вращались в разной социальной среде – тем не менее взгляды позднего Толстого на семью, искусство, недостатки светского образования, не затрагивавшего вопросов о Боге и вере, почти полностью совпадали с пастырскими.

Хотя совпадения эти не так уж удивительны – оба жили в одну эпоху, в одной стране, оба были сосредоточены на вопросах веры и нравственности. Но довольно ли этого, чтобы их сравнивать, достаточно ли оснований для того, чтобы вообще ставить их рядом? Да. Оснований примерно столько же, сколько при обсуждении отношений народа и интеллигенции. Вот посланниками каких войск вышли сражаться два богатыря – и вторая книга Басинского о Толстом (предыдущая, «Бегство из рая», была посвящена истории ухода писателя из Ясной Поляны) еще и об этом. О столкновении жаркой народной веры – чреватой экзальтацией, самообманом, мифотворчеством – и интеллигентского полуверия, разъеденного рассудочностью, недоверием собственному сердцу и церковному преданию.

Понятно, что читателями этого труда окажутся в основном представители второго стана – и для них особенно ценны и новы будут страницы, посвященные Иоанну Кронштадтскому, его детству, картинам его беспредельной пастырской любви (знавшей, кажется, лишь одно исключение), его горению в вере, чудотворству. Тем не менее одно из самых важных достоинств этой взвешенной и по-хорошему обстоятельной книги состоит как раз в том, что «и жар холодных числ, и дар божественных видений», т. е. обе вселенные, описаны здесь с равными состраданием и чуткостью.

Павел Басинский. Святой против Льва. М.: АСТ, 2013

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать