Петербургский фестиваль «Дягилев. P.S.» прошел в четвертый раз
Петербургский фестиваль «Дягилев. P.S.» прошел только в четвертый раз. Но уже можно констатировать, что он обрел общероссийское значениеНазвание фестиваля, созданного по инициативе директора Музея театрального и музыкального искусства Натальи Метелицы, говорит само за себя: он вдохновлен образом величайшего импресарио, по счастливому стечению обстоятельств нашего соотечественника, в начале XX в. заново открывшего миру Россию через ее искусство. Заряд, полученный Западом благодаря «Русским сезонам» Дягилева, определил магистраль развития мировой культуры на сто лет. Но P.S. в названии нового фестиваля выглядит не мемориальным вздохом. Организаторы отдают дань Дягилеву и дягилевцам (так, в этом году несколько фестивальных событий были посвящены Игорю Стравинскому), и все же гораздо больше их интересует продолжение заложенной сто лет назад традиции - поиск новых путей в искусстве. Причем вкусовые пристрастия Метелицы и ее команды не ограничены одним направлением, стилем или временем. Хотя (что вполне соответствует дягилевской традиции и вполне ожидаемо в Петербурге) в программе преобладает балет. Даже потрясающая выставка «Стиль на сцене. Искусство элегантности», еще несколько недель назад открытая в Шереметевском дворце, в первую очередь впечатляет единением высокой моды и танца.
Но если выдающееся сотрудничество Миссони и Мозеса Пенделтона, Версаче и Мориса Бежара давно стало легендами театрального мира, то французского хореографа Анжелена Прельжокажа Петербург узнал благодаря «Дягилев. P.S.». После позапрошлогоднего успеха его «Белоснежки» в Петербург привезли балет «Ночи», отсылающий к сказкам «Тысячи и одной ночи». Медитативный стиль этого спектакля, несколько разочаровывающий тех, кто полюбил Прельжокажа времен его «Ромео и Джульетты» и «Благовещения», оказался созвучен эмоциям публики, лишь открывающей для себя европейский современный танец и только начавшей получать удовольствие от шершавости танцевального новояза.
Таким же событием стали и гастроли Норвежского национального балета - труппы, практически не известной за пределами Скандинавии. Вероятно, не блещущие в классике, ее танцовщики ответственно воспроизвели коллективную мощь «Солдатской мессы» современного классика Иржи Килиана и представили Йо Стромгрена - хореографа, о сотрудничестве с которым могут только мечтать российские компании: обладателя необычной пластики, театрального дара и упоительного в своей суровости чувства юмора.