Екатерина Васильева и Ганна Зубкова пересекли Москву с трубой ради искусства

Екатерина Васильева и Ганна Зубкова пронесли через Москву тяжелую балку. Их перформанс «Революционная ось» - одно из самых симпатичных арт-событий лета
Фотодокументация перформанса «Революционная ось»/ Екатерина Исаева

Нет сомнений, что много людей только удивленно пожмут плечами на «Революционную ось» Ганны Зубковой и Екатерины Васильевой - зачем несли много часов с утра до вечера железяку в 13,5 кг и какой в этом смысл. Хотя давно известно, что на вопрос, что хотел сказать художник, ответа быть не должно, его продолжают задавать, что, впрочем, естественно. Однако в координатах современного искусства, в том числе в контексте истории перформанса, «Революционная ось» кажется хорошей, осмысленной, даже традиционной работой. Ничуть не провокационной и политически никак не ангажированной - т. е. искусством чистым, творчества ради. Оттого для многих еще менее понятным.

Начав свой поход с трубой в полшестого утра на пересечении МКАД и Алтуфьевского шоссе (строго на севере), Васильева с Зубковой закончили его поздно вечером на пересечении окружной с Варшавским шоссе (точно на юге). Когда солнце было в зените, перформансистки пересекали Площадь Революции. Гипотетическую ось, пронизывающую город, они визуализировали своей трубой, которую, как уверили меня, нести совсем не устали. Сорок семь километров пути они прошли с привалами - так что никакого фанатизма, только прилежание. Никто из встречных их не обижал, многие предлагали помочь - естественно, хрупким девушкам, несущим балку, помочь хочется. Вот только телерепортерша замучила, задавая вопросы, на которые «не знаешь, как отвечать».

«Таким образом наше действие, которое происходит как личное проживание исключенного, маргинализированного, нетривиального опыта, выводит интимный телесный эксперимент пройденного пути в сферу исследования альтернативных путей взаимодействия со временем и пространством». Таких пассажей в описании акции несколько, и каждый сам по себе понятен, как и вывод: «Необычные, непривычные длина пути и масштабы предмета создают условия предельной концентрации для решения задачи, не имеющей никакого практического смысла».

Первая ассоциация, что приходит на ум неосведомленному зрителю, - Ленин с бревном. Тоже метафора (вождь несет груз пролетариата) и физическое действие одновременно. Знатоки находят другие аналоги, где авторы неразрывно связаны перформансом, в том числе «Коммуникационную трубу» группы «Гнездо», известную по фильму «Асса». Так что «Революционная ось» пусть и не новаторство, но красиво придумана.