Лауреатом премии «Поэт» стал классик песенного жанра Юлий Ким

В знак протеста Евгений Рейн и Александр Кушнер вышли из состава жюри
Выбор Юлия Кима никак не назовешь тривиальным/ Доников Александр/ PhotoXPress

Жюри русской «Нобелевки для стихотворцев» приняло нетривиальное и почти озорное решение. Под стать самому лауреату.

До сих пор лавровые венцы возлагались на преимущественно седовласые головы представителей чистого жанра, без примесей и ароматических добавок. Постепенно, а премия существует с 2005 г., складывался внушительный пантеон: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Инна Лиснянская, Сергей Гандлевский, Виктор Соснора, Евгений Рейн, Евгений Евтушенко, Геннадий Русаков. Независимо от того, кто нам из этого списка близок, без стихотворений каждого из них вряд ли обошлась бы даже тоненькая хрестоматия новейшей российской поэзии.

Юлий Ким, увенчанный в нынешнем году, конечно, выглядит в этой компании беззаконной кометой.

Что, безусловно, делает честь жюри премии, весьма многолюдному (в него входят литературные критики, филологи и поэты-лауреаты прошлых лет – числом 14): шаг за пределы хоженых троп и устоявшихся представлений невозможно сделать без интеллектуального бесстрашия и внутренней свободы.

Народный избранник

Второй год подряд сайт «Культурная инициатива» накануне оглашения лауреата премии предлагает своим посетителям предсказать решение жюри. По всеобщему мнению, прозвучавшему в этом году, лауреатом «Поэта» должен был стать поэт и критик Михаил Айзенберг. В прошлом году победа была предсказана Ольге Седаковой.

Потому что, разумеется, в первую очередь Ким известен как бард, сочинитель не только поэтических текстов, но и музыки к ним. Многие из его песен, впервые зазвучавшие еще в 1960-е, давно классика: «Губы окаянныя», «Песня учителя обществоведения», «Диалог о совести», «Взрослая ковбойская» и десятки других. Без песен Кима обеднели бы фильмы «Бумбараш», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо», «Собачье сердце» – всех не перечислить, не переназвать. Долгое время имя поэта, не скрывавшего своих диссидентских взглядов, было под запретом, в титрах вплоть до начала перестройки Ким появлялся под псевдонимом Юрий Михайлов; первая его пластинка вышла только в 1988 г. «Немыслимое счастье быть с властью заодно», как поется в недавней его «Песне пятой колонны», Юлию Киму действительно было неведомо.

Избрав Кима, жюри (за небольшим исключением, о котором ниже) подчеркнуло: поэзия бывает и такой, неотрывной от музыки, злободневной, нелицеприятной и язвительной, но оттого и оживляющей хрестоматийную пушкинскую метафору о глаголе, жгущем сердца. Вектор такой поэзии направлен в противоположную от стадионно-стадного большинства сторону, туда, где можно, как поет сам Ким, «жить легко и смело, / Не высчитывать предела / Для бесстрашья и любви».

Тем не менее два члена судейской команды, Александр Кушнер и Евгений Рейн, сочли необходимым подчеркнуть свое несогласие с подобным решением откровенно театральным жестом. Оба поэта вышли из состава жюри, заявив, что поощрять «прикладную поэзию» в лице нового лауреата не собираются. Никто и не предполагает, что итоговый результат голосования – единогласное решение. На то оно и голосование, кто-то неизбежно против. И вряд ли кто-нибудь стал бы упрекать почтенных поэтов в недостаточно ревнивом отношении к любимому делу. Но шаг был сделан, о чем и сообщил собравшейся на пресс-конференции публике координатор премии Сергей Чупринин, не скрывая грусти по этому поводу. Представитель постоянного партнера премии, которым изначально было РАО «ЕЭС Россия», а теперь является фонд «Достоинство», Леонид Гозман пояснил, что «добровольный выход кого-либо из состава жюри никак не отразится ни на существовании премии, ни на ее финансировании». «Через год мы встретимся снова, и так будет вечно», – заверил всех Гозман и в сущности закрыл дискуссию.

Обсуждать тут действительно нечего, разжевывать, что поэзия не бывает прикладной и не прикладной, а бывает только поэзией и не поэзией, соответственно, живой или нет, кажется излишним. Прислушаемся лучше к призыву лауреата, чествование которого состоится 28 мая в Москве: «Кончайте ваши прения, седлайте лошадей! Кругом такая прерия, цветы растут на ней».