Судьба театральных журналов оказалась среди горячих новостей

Инициированные Минкультом общественные слушания по вопросу их финансирования прошли в Союзе театральных деятелей
Многих редакторов оповестили о встрече так поздно, что они не то что подготовиться – даже приехать уже не могли/ С.Портер/ Ведомости

Накал страстей вокруг театра достиг такой степени, что вопрос финансирования театральных изданий мгновенно вышел за рамки культурного сообщества. При том что даже у крупнейшего из специализированных журналов – «Театра» – смехотворный тираж (1500 экземпляров), слушания снимал телеканал «Культура», а на следующий день несколько СМИ попросили у редакции «Театра» комментарии.

Скандальность в том, что мероприятие было блицкригом: во вторник около 12 часов дня на сайте газеты «Известия» появилась заметка, сообщавшая, что слушания пройдут в тот же день, а при Министерстве культуры уже создана рабочая группа, которая оценит эффективность 15 театральных изданий.

Многих редакторов оповестили о встрече так поздно, что они не то что подготовиться – даже приехать уже не могли. Главный редактор «Петербургского театрального журнала» (ПТЖ) Марина Дмитревская увидела в своей электронной почте письмо «без темы» во вторник утром. Марина Давыдова, возглавляющая журнал «Театр», курирует программу двух международных фестивалей, отечественного NET и австрийского Wiener Festwochen. Эта работа требует постоянных разъездов – чтобы пригласить Давыдову на мероприятие в Москве, с ней нужно договариваться как минимум за неделю-две. Давыдова узнала о встрече за три часа до нее, будучи за границей. Между тем ПТЖ и «Театр» – известнейшие профильные издания. Стоило ли проводить собрание, посвященное проблемам театральной печати, без гарантированного присутствия Давыдовой и Дмитревской?

На самих слушаниях ситуация не стала прозрачнее. Главред журнала «Proscaenium. Вопросы театра» Вера Максимова говорила не столько о нуждах собственного издания, сколько о редакционной политике журнала «Театр», с которой она не согласна категорически. Номер об украинском театре, по мнению Максимовой, выходить не должен был вовсе – по политическим соображениям.

Руководитель сформированной Минкультом рабочей группы критик Григорий Заславский предоставил слово не только редакторам театральных изданий: среди выступавших были директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок (зачитавший свой текст по бумажке, т. е. знавший о встрече заранее) и блогер Алексей Битов, которого рабочая группа, видимо, считает экспертом по театральной печати. Последний прямо потребовал закрыть журнал «Театр», используя риторику «борцов с искажениями классики»: налогоплательщики не должны оплачивать журнал, который отражает точку зрения какой-то одной «партии» (председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин возразил ему, что в рядах бюджетных изданий представлены все взгляды на современный театр).

Стоит отметить, что вопросами эффективности Минкульт заинтересовался, уже урезав финансирование. Бюджет упоминавшегося на встрече чаще всего журнала «Театр» был радикально сокращен в конце 2014 г., из-за чего уже готовый номер не выходил из печати несколько месяцев и в конце концов был выпущен при поддержке Фонда Прохорова. После чего, видимо, и было решено обсудить поведение редакции, пригласив остальные издания на обидную роль массовки.