Мэтры современного балета Пол Лайтфут и Соль Леон поставили спектакль в Екатеринбурге
В один вечер с ним играют премьеру «Занавеса» Вячеслава СамодуроваДаже год назад, когда Екатеринбургский балет внезапно обскакал всех именитых конкурентов и получил четыре «Золотые маски», невозможно было представить, что Пол Лайтфут и Соль Леон стартуют в России работой с этой компанией – знаменитых лидеров Нидерландского театра танца уже несколько лет уламывают на сотрудничество самые респектабельные отечественные театры. Леон-Лайтфут, как они подписывают свои спектакли, олицетворяют сегодняшний день хореографии. С юности работающие в NDT, они унаследовали неистощимость своего мэтра Иржи Килиана: выпускают спектакли с бесперебойностью хорошо налаженного конвейера, но при этом не опускаются до штамповки.
Для знакомства с екатеринбургскими танцовщиками хореографы, редко отрывающиеся от родной труппы, выбрали свой самый первый балет – Step Lightly, созданный еще в 1991 г. Он предназначен всего для шести исполнителей – четырех танцовщиц и двух танцовщиков, которых болгарские фольклорные песнопения кружат в хороводе, делят на женские, мужские, смешанные дуэты, вырывают на крошечные соло. Несмотря на то что Пол Лайтфут получил образование в школе Королевского балета Великобритании в Лондоне, а Соль Леон училась у Виктора Ульяте, педагога всех испанских балетных звезд, оба проделали путь от классики к тому универсальному новоязу, созданием которого и прославлен Нидерландский театр танца. Существование в нем требует не только технических трансформаций – их выпускникам российских балетных школ преодолеть легко, но и ментальных, прийти к которым в наших условиях гораздо сложнее. Но постановщики из Нидерландов именно этим и пытались увлечь своих новых артистов, сначала отказавшись от третьего, а потом даже от второго состава исполнителей и полностью сосредоточившись на работе с одним, который в премьерной серии станцевал три спектакля за два дня.
Труженики в пути
Нидерландский театр танца свою жизнь проводит преимущественно в гастролях. В ближайшее время его можно будет увидеть в Большом театре в Москве и на сцене Александринского театра в Петербурге.
Рецепт, раскрывшийся в процессе работы Лайтфута и Леон в Екатеринбурге, состоит из одного слова – перфекционизм. С ним оттачивается не только каждое движение в зале, но и сценография, крой костюмов, сценический свет, соединяющиеся в единую партитуру спектакля и обеспечивающие его цельность. И это свойство роднит хореографов из Гааги с худруком Екатеринбургского балета Вячеславом Самодуровым – кстати, в Нидерландах долго работавшим, – премьером Национального балета. Вероятно, схожий подход к делу и позволил ему заманить гостей в свою труппу.
Однако сфера интересов Самодурова остается в пределах классического и постклассического балета, страсть к которому наполняет каждый его спектакль. Обнаружив в прима-балерине Большого театра Марии Александровой такую же безграничную любовь, Самодуров с неправдоподобной скоростью нашел для нее форму: 20-минутный балет на музыку Респиги, внутренний сюжет которого – жизнь балетного артиста. Постановка, несмотря на кордебалетную восьмерку и три пары корифеев, выглядит моноспектаклем, настойчиво соединяет исполнительницу и героиню – приближающуюся к сакральному 20-летию карьеры Александрову и прима-балерину, танцующую прощальный спектакль. Сцена реальная воспроизводит сцену в спектакле, только зритель оказывается внутри волшебной театральной коробки – с противоположной стороны от занавеса. Ему открывается тот свет рампы, что превращает старые лохмотья в роскошь бархата и садистски слепит измученную приму. В этом мире все разделено одним взмахом ресниц – волнующая красота артисток и их соперничество, поддержка партнера и его глухота к партнерше, полет души и свинцовые мышцы. Самодуров при поддержке Елены Зайцевой, автора костюмов ко многим его спектаклям, как и Лайтфут-Леон, сам выстроил весь мир своего спектакля, от идеи до сценического оформления и света. Как и у его уже легендарных коллег, его картина мира – танец. Счастливы те, кто может отправиться в полет с этой командой.