Статья опубликована в № 3939 от 15.10.2015 под заголовком: Парное катание

Концертный зал Чайковского отметил 75-летие юбилейным концертом «Победители. Эстафета поколений»

В праздничный вечер на любимую сцену вышли лауреаты Конкурса Чайковского
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Днем рождения Концертного зала Чайковского считается 12 октября 1940 г.: в этот день Московская филармония провела в нем свой первый концерт, на котором выступил Госоркестр СССР под управлением Александра Гаука. Объективно говоря, праздником этот день считать сложно: Зал Чайковского появился отнюдь не на пустом месте, а на могиле театра Всеволода Мейерхольда. Великий режиссер лелеял великие планы, мечтая создать театр, с одной стороны, подобный античным амфитеатрам, где ряды кругом спускаются к сцене, с другой стороны, оснащенный по последнему слову тогдашней техники. Расстрел Мейерхольда в 1940 г. похоронил эти планы. Филармония, не мечтавшая о пирровой победе, получила недостроенный театр с призраками убитых надежд. Но история вернула стенам мир и искусство: сегодня летописцы Филармонии уважительно включают эпоху Мейерхольда в свою хронику как своего рода Ветхий завет, а в стенах витают более не горестные тени, а воспоминания о гордой истории зала, что длилась последние 75 лет.

Почти все эти годы, впрочем, Зал Чайковского откровенно считался залом второго сорта: его акустика не шла ни в какое сравнение с идеально выстроенной акустикой Большого зала консерватории. Ситуация изменилась в последнюю пятилетку. Руководство Филармонии, проделав серьезные работы по улучшению акустики – они заняли несколько этапов, – добилось того, что мы имеем сегодня: Зал Чайковского оспаривает у Большого зала пальму первенства. Теперь нет никаких причин, чтобы не запланировать здесь камерную программу или концерт колоратурного сопрано: все будет прекрасно слышно в любой точке зала. А что касается оркестров, то они звучат полнокровно, при этом отнюдь не сливаясь в одну кастрюлю каши. По сравнению с Большим залом консерватории у Зала Чайковского есть даже плюс: в нем очень маленький партер, из которого любители сесть поближе могут разглядеть мимику любимых артистов, зато большие амфитеатры, сразу поднимающиеся вверх, – часть замыслов Мейерхольда все-таки воплотилась в жизнь. Из них не только отлично слышно, но и отлично видно, что происходит на сцене: кухня оркестрового дела предстает во всей ее увлекательной театральности. Музыкальные критики, и автор этих строк в их числе, особенно любят 8-й ряд первого амфитеатра – кроме названных прибылей, они сидят там немногим дальше от сцены, чем начальство и приглашенные VIP-гости. Для сравнения: в Большом зале первый амфитеатр считается менее престижным, нежели партер, но те, кто сидит в 6-м ряду партера Большого зала консерватории, не видят ничего, кроме ближайших пультов первых скрипок и другой группы струнных, расположенной симметрично.

Сцена для игры

Начиная с 1950-гг. зал был ареной нескольких матчей на первенство мира по шахматам. Трое выдающихся советских гроссмейстеров – Михаил Ботвинник, Василий Смыслов и Гарри Каспаров – были увенчаны на этой сцене лавровыми венками чемпионов мира (из юбилейного буклета).

Однако главная победа Зала Чайковского в необъявленной битве с Большим залом – качество абонементов. Недаром Зал Чайковского находится в одном здании со штабом Филармонии. Хотя Филармония устраивает концерты еще в нескольких десятках залов Москвы – в том числе и в Большом зале консерватории, – большая часть филармонических топ-событий происходит именно в Концертном зале Чайковского. Одним из подобных событий стал юбилейный концерт к 75-летию зала, в котором решено было собрать на одной сцене лауреатов Конкурса Чайковского разных лет. Концерт под названием «Победители» провел телеведущий Юлиан Макаров – провел эффектно, хотя филармонические стены привыкли все же к менее броскому стилю конферанса.

Весь концерт не уходил со сцены камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и его руководитель Владимир Спиваков – один из лауреатов конкурса 1970 г. Он выступал в двух качествах – как скрипач и как дирижер, обеспечив надежный аккомпанемент другим участникам. Последних было немало, но не зря великие композиторы отдали дань такому жанру, как концерт для сразу двух солистов с оркестром. Благодаря этому «Эстафету поколений» (таков был подзаголовок программы) могли бежать одновременно двое лауреатов.

Первой парой стали пианисты Барри Дуглас (первая премия в 1986 г.) и вдвое его младший Дмитрий Маслеев (первая премия в 2015 г.). Ветеран конкурса и его новоиспеченный победитель на пару сыграли Концерт до мажор Баха. В крайних частях партнеры основное внимание уделили тексту, благо его было много и шел он в относительно быстрых темпах, но в медленной части и у того и у другого появилась приятная кантилена. «Виртуозы Москвы» откликнулись красивым безвибратным звуком, подобным тому, каким пользуются их коллеги аутентисты, – впрочем, в следующих номерах программы этот звук куда-то пропал, уступив место среднестатистической манере.

Следующей парой оказались скрипач Павел Милюков (третья премия текущего года) и виолончелист из Румынии Андрей Ионица (первая премия того же, последнего конкурса). В переложении Концертной симфонии Моцарта по праву лидировал скрипач, но героем стал именно виолончелист – насколько внимательно он вторил, играя причем в высокой тесситуре партию альта, для которого в оригинале написана партитура.

После перерыва взял в руки скрипку Владимир Спиваков – его мужская манера не диктовала стиля, но рыцарски оттеняла трепетную, внимательную повадку Клары Джуми-Кан (четвертая премия 2015 г.): Двойной концерт Баха ре минор получился строгим и выразительным.

Денис Мацуев (первая премия 1998 г.), закрывавший гала, бежал в эстафете, вероятно, с теми, кто станет лауреатами Конкурса Чайковского в будущем – юными Варварой Кутузовой и Александром Малофеевым. Звездный пианист вышел на сцену с приятной новостью: сборная России прошла на чемпионат Европы по футболу. В прозвучавшем затем Тройном концерте Моцарта фа мажор Мацуев выбрал себе роль центрфорварда, расположив по двум флангам вокруг себя малолетние дарования. Моцарт прозвучал легко и ладно, не навевая мыслей о спорте, разве что окончания пары фраз в финале напомнили в руках Мацуева звонкие удары в штангу. Реванш был взят на бис, когда Мацуев и его уменьшенная копия Малофеев сыграли на пару клавишедробительные Вариации на тему Паганини – самое скоростное произведение сурового модерниста Витольда Лютославского. Именно с этого произведения (еще до победы на Конкурсе Чайковского) началась в далеком 1995 году филармоническая биография Мацуева, когда он вышел на замену и тут же прочно занял место игрока основы. Едва ли юбилейный концерт поведал хоть о малой части истории Концертного зала Чайковского, но о нескольких заметных вехах напомнил внушительно и веско.

Читать ещё
Preloader more