Что смотреть на фестивале британского кино

Сюрреалистический «Лобстер», традиционный «Мистер Холмс», документальная опера и другие хиты программы, которая стартует в Москве завтра
В сюрреалистическом «Лобстере» одинокий человек рискует стать в буквальном смысле свиньей/ kinopoisk.ru

Фестиваль британского кино расползается по Москве. В прошлом году к традиционному «Горизонту» присоединился Центр документального кино (ЦДК) на Зубовском, куда отпочковалась отдельная документальная программа. Теперь к этим двум площадкам добавились Еврейский музей и центр толерантности, где в придачу к уже имеющейся там выставке Аниша Капура покажут посвященную ему экспериментальную кинопрограмму, и «Гоголь-центр», который отхватил себе всего одну премьеру, зато какую – «Лобстера» Йоргоса Лантимоса. Пересказ умопомрачительного сюжета, кажется, слышали уже все: в недалеком будущем холостяков ссылают в некий отель, где они обязаны либо выбрать себе пару, либо превратиться в животное и поселиться в лесу. Награжденная в Каннах не только за лучшую режиссуру, но и за лучшую собаку (спецприз жюри Palm Dog увез бордер-колли Боб), комическая антиутопия социального киноантрополога (теперь еще и этолога) и одновременно киносюрреалиста, вне сомнения, является одним из важнейших фильмов года, но к британскому кино относится по касательной. Это скорее общеевропейский дебют режиссера-грека, в производстве которого практически на равных поучаствовали Британия, Ирландия, Греция, Голландия и США.

А откроет «Бритфест» конфетный, сильно смахивающий на телевизионный детектив «Мистер Холмс» о последнем деле сыщика с сэром Йеном Маккеленом в титульной роли (в которой ему, впрочем, практически нечего играть). Ряд таких же обаятельных, но не вполне обязательных к просмотру картин в программе фестиваля продолжает серия режиссерских дебютов. Музыкальная драма «Северный соул» Илейн Константин может похвастаться английской певицей Лизой Стэнсфилд в одной из второстепенных ролей. Жестокий романс Коринны Макфарлейн «Тихий шторм» – рыжим Дэмиеном Льюисом (Броди из «Родины») в роли диковатого священника с безлюдного шотландского островка. Комедию взросления со сдвигом «Просто Джим» снял молодой артист Крэйг Робертс, мрачный парень с синяками под глазами из недавнего хита «Субмарина».

Документация документа

Из неигровой программы особо стоит отметить важный документальный фильм о важном документальном фильме – ленте о съемках великого «Шоа» Клода Ланцманна. В отличие от гигантского оригинала кино о кино длится всего 40 минут.

Напротив, обязательно стоит увидеть «45 лет» – фильм, заслуженно обласканный сразу двумя актерскими призами последнего Берлинале. Эти сцены из супружеской жизни, стаж которой обозначен в названии, – парный бенефис Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни. Накануне празднования сапфировой свадьбы в жизни семьи неожиданно появляется предмет для любви и ревности – призрак, который вот уж почти полвека как мертв. Никакой мистики в картине нет – одна голая правда, и, хотя бы ради фантастически лаконичного финала, эту неспешную картину стоит досмотреть до конца, но и в процессе терпеливого зрителя тоже ждет масса негромких удовольствий.

Не менее приятен сердцу и глазу и дуэт краснолицего ветерана Питера Муллана и бывшей принцессы подиумной эксцентрики, получившей первую мощную экранную роль модели Агнесс Дэйн в киноповести «Песнь заката» – этаких шотландских «Унесенных ветром» из времен Первой мировой.

Самый интересный формальный эксперимент в программе принадлежит Руфусу Норрису – театральному режиссеру, известному нам по недавнему триллеру взросления «Сломленные», а британцам – по совместным оперным опытам с солистом Blur Дэймоном Албарном. Второй его фильм – «Лондон-роуд» тоже опера, основанная на реальных событиях: герои здесь – жители английской провинции, а их арии – реальные монологи, вербатим. Речь идет о поимке серийного убийцы, но фильм удивительным образом оказывается типичной британской комедией из жизни разухабистых низов.

Ну а кино, которое никак нельзя упустить в нынешней сложной геополитической ситуации, называется «Военная книга» и погружает в довольно галлюциногенную на взгляд обывателя ситуацию – имитацию действий в случае ядерного удара, игру, в которую время от времени заставляют играть высших чинов любой ядерной державы. Полтора часа в компании предположительно самых умных и влиятельных мужчин Великобритании заставит провести Том Харпер – тот самый молодой режиссер, которому поручена беспрецедентно дорогая телеэкранизация «Войны и мира» с Полом Дано в роли Пьера, что выйдет на BBC в следующем году.

Фестиваль нового британского кино пройдет с 28 октября по 11 ноября