«Пансион»: красота требует жертв
На видеосервисе «Иви» вышел четырехсерийный хоррор про женский пансион в Российской империи начала прошлого векаНа покрытом лесами острове где-то в холодном (предположительно Балтийском) море располагалась некая «женская община». В 1888 г. всех ее членов нашли мертвыми, выжила только семилетняя девочка. Теребя в руках амулет, она сидела под деревом и напевала страшную песенку про «темную ночь – дьявола дочь».
Прошло 15 лет. Теперь на острове почему-то находится женский пансион, куда родители и мужья ссылают проштрафившихся молодых дворянок на перевоспитание. Руководит заведением неприятная женщина Захарова (Виктория Толстоганова, известная по фильмам «Утомленные солнцем 2», «Движение вверх», сериалу Kion «Чиновница») – как и положено, садистка и ханжа, требующая от воспитанниц беспрекословного подчинения и не брезгующая розгами. Кроме нее в пансионе живут пять девушек и заросший лохматой бородой работник по имени Серафим (Дмитрий Чеботарев, известный по фильму «Майор Гром» и сериалу «Вампиры средней полосы») – вот и все островное население. Сюда, представившись новой воспитанницей, приезжает девушка Полина (Стася Милославская, известная по фильмам «Бык» и «Стрельцов»), чтобы найти пропавшую несколько месяцев назад сестру и заодно разгадать остальные тайны этого проклятого местечка.
Хоррор-мейкер Святослав Подгаевский (создавший фильмы «Яга. Кошмар темного леса», «Невеста» и сериал «Пищеблок») снимает герметичный триллер в готической атмосфере. Погода здесь всегда пасмурная, лес всегда темный. Волны грозно бьются о берег, предрекая нехорошее. Все что-то недоговаривают, многие ведут себя странно, в казенно-монастырских интерьерах особняка витает чертовщина. Девушки истерически хохочут, сверкают нескромными очами, вплывают в кадр с распущенными волосами и в белых сорочках – все обязательные пункты программы-минимум по репрезентации женской демоничности тут аккуратно отработаны.
Несмотря на внешнюю строгость нравов, в заведении царит темный разврат, и Подгаевский охотно отдает ему немалую часть экранного времени, вплотную приближаясь к тому, чтобы превратить сериал в откровенный сексплотэйшн. Девушки легко обнажаются, занимаются сексом друг с другом или с вечно хмурым Серафимом. Причем делают это исключительно при полуотворенных дверях, за которыми почти всегда кто-то стоит и все видит. Вообще удивительно, как в пансионе накопилось столько тайн: стоит тут кому-нибудь прокрасться с секретными целями в какое-то укромное местечко, он обязательно столкнется там с другим обитателем заведения, который, как нарочно, проходил случайно мимо.
Российская империя начала прошлого века в «Пансионе», конечно, совершенно условная. Сюжет без малейшего ущерба можно перенести в более родные и комфортные ему места, например к берегам Новой Англии. И будь на то их воля, авторы, думается, так бы и сделали – свободно живущая на острове религиозная община языческого толка и латинские надписи на каменном надгробии служат тому доказательством.
Одна из главных проблем российских хорроров, как кажется, заключается в отсутствии развитой традиции отечественной хоррор-литературы. Существуй такая традиция, кинематографисты могли бы черпать оттуда наиболее интересные сюжеты, как это было в последнем и самом успешном проекте Подгаевского – сериале «Пищеблок», поставленном по роману Алексея Иванова. Но поскольку российская литература небогата Стивенами Кингами, приходится по мере возможностей выкручиваться самостоятельно. Например, собирать нужную историю из готовых шаблонов силами четырех авторов: Ивана Капитонова («Яга. Кошмар темного леса», «Русалка. Озеро мертвых»), Марии Тумовой («Фиксики»), дебютанта Никиты Ватулина-Тарасенко и самого Святослава Подгаевского.
С нарративной точки зрения сценарий выстроен, впрочем, неплохо: в нем много фабульных линий и загадок, главная интрига выдерживается на протяжении всего действия и в финале авторам удается предоставить зрителю все отгадки и успешно свести концы с концами. Однако обилие нелепейших сюжетных решений и откровенно компилятивный характер этой истории лишают происходящее убедительности. Из-за этого здесь трудно хоть кому-то сопереживать – перед нами просто искусственные персонажи в искусственных ситуациях. За ними можно с любопытством наблюдать, но тратить на них дефицитный ресурс эмпатии – уж увольте.
К постановочному мастерству Подгаевского тоже есть претензии. Повествование полностью выстроено на типовых хоррор-приемах, и, конечно, хорошо, что режиссер владеет нужным киноязыком. Но он спамит одними и теми же приемами с такой интенсивностью, что уже к середине рассказа они перестают оказывать на зрителя запланированный эффект. Когда камера десятый раз медленно описывает дугу вокруг персонажа или двадцатый раз зловеще наезжает на темный коридор с одиноким окошком, тебе уже не страшно.
От «Пансиона» вполне можно получить удовольствие, если не воспринимать его слишком серьезно, а смотреть как скромный хоррор категории «Б», чем он на самом деле и является. Поскольку с логикой и правдоподобием дела тут обстоят не очень, трудно предугадать, какой финт рассказ сделает в следующей сцене. Серафим окажется братом Полины? Из леса выйдут зомби? Нападут инопланетяне? Что ж, по крайней мере это не скучно.
И девушки красивые. Компанию Стасе Милославской в касте составляют Елизавета Шакира (сериалы «Нулевой пациент» и «Содержанки»), Кристина Корбут (фильм «Небесная команда»), Валери Зоидова (сериал «Тетя Марта») и др.