Чтобы закончить год с прибылью, авиакомпании сокращали штат и урезали зарплаты

Первая четверка российских авиакомпаний закончила 2009 г. с прибылью, но некоторым пришлось сокращать штат или выплаты руководителям

Крупнейшие российские авиакомпании раскрыли результаты по РСБУ за 2009 г. Первая четверка закончила год с чистой прибылью. «Аэрофлот» сократил ее в 3,7 раза до 1,6 млрд руб., а остальные сумели увеличить: «Трансаэро» – на 3,5% до 393 млн руб., «Сибирь» – в 7,6 раза до 553,9 млн руб., Utair – в 2,7 раза до 203,6 млн руб. (см. подробнее график на стр. 07).

С кризисом компании боролись по-разному. «Аэрофлот» постепенно сокращал штат. Численность его сотрудников в I квартале 2010 г. снизилась к тому же периоду 2009 г. на 15,6% до 12 763 человек. Сейчас процесс сокращения приостановлен, уверяет представитель компании. Зато на выплатах управленцам «Аэрофлот» не экономил: члены правления получили за 2009 г. 37,8 млн руб. (+2,4% к 2008 г., в среднем 2,9 млн руб. на человека); совета директоров – 30,8 млн руб. (в среднем 2,8 млн руб. на человека; за 2008 г. выплат не было).

«Трансаэро», наоборот, наращивала штат: до 5395 человек в I квартале (+15,7% к тому же периоду 2009 г.). Выплаты членам ее совета директоров сократились на 9,3% до 33,3 млн руб. (4,8 млн руб. в среднем на человека), зато топ-менеджеры в сумме получили на 8,3% больше, чем в 2008 г.: 80,8 млн руб. (6,2 млн руб. в среднем на человека).

«Сибирь» урезала выплаты управленцам больше всех: члены совета директоров компании не получили ничего (в 2008 г. – 49,3 млн руб.), сотрудникам дирекции была выдана только зарплата (11,9 млн руб. на всех, или 1,3 млн руб. на человека), в то время как в 2008 г. общий объем полученных ими средств превысил 133,2 млн руб. Комментировать это представитель компании не стал. Штат «Сибири» снизился на 10,5% до 2596 человек. Совет директоров Utair также не получил ничего (как и за 2008 г.). Выплаты правлению снизились на 9% до 107,9 млн руб. (11,9 млн руб. на человека). Число сотрудников компании сократилось на 7,4% до 5300 человек.

В 2010 г. результаты авиакомпаний будут лучше, уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: рынок авиаперевозок должен вернуться на докризисный уровень. Рост пассажиропотока составит около 25%, в том числе за счет конкуренции по цене с железными дорогами, говорит эксперт. Доля авиакомпаний первой четверки на рынке будет увеличиваться (в 2009 г. превышала 60%) за счет более конкурентных тарифов и улучшения сервиса, прогнозирует Рожков.

Представитель «Аэрофлота» прогнозы на 2010 г. не раскрыл, заметив, что рынок дает основания для оптимизма. В планах «Трансаэро» – превзойти показатели 2009 г., продолжить пополнение парка, развивать маршрутную сеть, увеличить долю в общем пассажирообороте компаний России, сказал представитель компании.