Менеджмент
Бесплатный
Алисия Клегг
Статья опубликована в № 2720 от 26.10.2010 под заголовком: Об андроидах без паранойи

Как люди учатся сотрудничать с роботами

Они не спорят и не болеют, могут трудиться 24 часа в сутки семь дней в неделю без перерывов на обед, перекуров и походов в туалет. Им лишь изредка нужно подзарядиться. На первый взгляд роботы – идеальные работники. Но если с их появлением на производстве что-то пойдет не так, последствия могут оказаться весьма плачевными
Особенности эксплуатации роботов. Дэвид Борн из Института робототехники при Университете Карнеги – Меллона советует :

Покупка роботов последних моделей – глупость. Как минимум, следует подождать второй версии.

Известны случаи, когда люди буквально саботировали роботов, отключая их. Они боялись, что могут лишиться рабочих мест», – говорит Дэвид Борн, профессор Института робототехники при Университете Карнеги – Меллона. Однако, в сегодня случае эффективного использования роботы позволяют предприятиям создавать интересные рабочие места для существующих и новых сотрудников, сокращать расходы, увеличивать объемы производства и переводить производственные мощности на рынки с дешевой рабочей силой. В Германии, например, больше рабочих мест для инженеров, чем в Великобритании, так как на немецких заводах установлено в пять раз больше роботов на каждые 10 000 работающих, чем на британских. Однако это слабое утешение для человека, у которого робот крадет работу и зарплату.

Научить сотрудничать

Постепенный процесс автоматизации может помочь не испортить трудовые отношения, давая отсрочку во времени, в течение которого кто-то может уволиться по личным причинам, а кто-то – пройти переподготовку для работы с роботами. Переход на роботов в цехах упаковки и укладки позволил Ginsters, ведущему британскому производителю пирожков с начинкой, более чем удвоить производство. Директор по производству Ричард Бэйн говорит, что поэтапный переход на робототехнику позволил обойтись без увольнений.

Правда, не всем работникам так повезло. Некоторые предприятия оказались перед болезненным выбором: кого переучить на оператора робототехники, кого перевести на другое место, а кого уволить. Найджел Платт, менеджер по продажам и маркетингу британского и ирландского отделения ABB Robotics, говорит, что его компания оказывает помощь клиентам в сложном деле выбора работников на должность робототехника. Сварщика легче обучить работать с автоматом, чем переучить инженера по автоматизации на сварщика, поясняет он: «Но не все сварщики хотят осваивать [робототехнику]».

Требования к переподготовке не следует недооценивать. Так, автоматизация процессов погрузки на молочных заводах Arla Foods в Швеции в 2004 г. позволила обрабатывать заказы быстрее и точнее. Но в течение первых двух месяцев операторы автопогрузчиков совершали множество ошибок, импровизируя с компьютерным управлением, не понимая, что роботы не работают как люди. Это привело к хаосу и вороху жалоб от клиентов, чьи заказы прибыли с опозданием или были неправильно укомплектованы. «Нам казалось, что мы сделали достаточно для переобучения», – рассказывает технический менеджер Олла Алвин. В случае повторения ситуации он собирается тратить меньше времени на учебу в классе и больше – на обучение операторов роботов на производстве.

Арне Лакеит, руководитель планирования автокомпании Audi, думает похоже. Без поддержки снизу, считает он, не осуществится самый лучший план: «Нужно разрабатывать детали процесса, используя опыт [работающих]».

Похож, но не слишком

Как специалисты по роботам видят их будущее? Роботы не только станут более способными – некоторые даже внешне станут более похожи на человека. Для двурукого робота, способного заниматься монтажными работами и упаковкой, его создатели из Yaskawa America Motoman Robotics выбрали контуры, имеющие сходство с человеческими. «Мы хотели, чтобы люди смотрели на робота как на продолжение их самих», – говорит технический директор компании Эрик Нивз.

Приз за наибольшее сходство с человеком, вероятно, следует присудить Robonaut 2, у которого есть туловище и руки, способные работать с инструментами для людей. Разработанный НАСА и General Motors, R2 должен отправиться на шаттле Discovery к Международной космической станции 1 ноября. По возвращении R2 на Землю Марти Линн, главный инженер GM по робототехнике, планирует использовать его для испытания технологий, которые могут освободить людей от «эргономически сложных» задач, способных вызвать травмы, возникающие из-за постоянной нагрузки (RSI).

Профессор Борн предвидит день, когда роботы будут принимать все решения, оставив людям только дизайн. Но более насущная цель – создание роботов, достаточно проворных, чтобы заниматься сборкой таких товаров, как iPhone и BlackBerry. Сегодня эта сфера в значительной степени свободна от роботов.

Как заставить робота трудиться плечом к плечу с рабочими сборочного конвейера – инженерная задача. Задача менеджмента – сделать так, чтобы люди приняли роботов в свой коллектив, – не менее сложна.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать