С какими проблемами сталкиваются компании, готовые инвестировать в стартапы

Российские интернет-компании проявляют активный интерес к стартапам. Но молодым ученым следует иметь в виду: инвесторы ценят не столько идею, сколько знание рынка
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Спешить невыгодно. Ренат Гарипов

основатель GreenfieldProject. «У начинающих предпринимателей есть одна проблема – они переоценивают необходимость инвестиций. Молодые разработчики рассуждают так: «Дайте нам денег, и мы всем покажем!» При этом забывают, что чем раньше они приходят к инвестору, тем меньше денег получают и тем большую долю проекта отдают».

«Ни одна компания не в состоянии разработать все необходимые сервисы самостоятельно, поэтому в этом году мы решили начать поиск талантливых молодых людей, которые создают новые технологии и приложения, – говорит Григорий Бакунов, заместитель руководителя департамента разработки компании «Яндекс». – Раз в квартал мы проводим встречи со стартаперами и, как правило, выделяем один-два проекта. Некоторые уже купили». По его словам, компания рассматривает различные варианты приобретения стартапов: части или всей доли. Сколько проектов «Яндекс» уже купил, в компании уточнять не стали. (Про одну из сделок «Яндекса» см. статью на стр. 11.) В поиске новых команд «Яндексу» помогают несколько инкубаторов и стартап-сообществ, в том числе StartupPoint, бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ, GreenfieldProject.

«Компаний, которые системно занимаются поддержкой инноваций в России, не так много, – считает Ренат Гарипов, один из основателей компании GreenfieldProject. – Мы, например, помимо «Яндекса» сотрудничаем еще с Cisco». Стартапы и разработки молодых ученых также интересуют Google, Microsoft и Intel, работать в этом направлении начинают Rambler и Mail.ru, добавляет он.

Кого им надо

«Есть много проектов, которые напрямую не интересны «Яндексу», их мы направляем в венчурные фонды», – рассказывает Бакунов. Для себя в компании отбирают те, что могут дополнить или серьезно улучшить сервисы «Яндекса» и привлечь широкую аудиторию на сайт. Это мультимедийные технологии (распознавание лиц, объектов на картах, 3D-моделирование объектов для карт, анализ и синтез речи), геолокационные сервисы (навигация, определение дорожной ситуации), анализ и структурирование информационных потоков и др.

Недавно «Яндекс» совместно с GreenfieldProject и InCube АНХ провел конкурс стартапов. Из 70 рассмотренных проектов выбрал только шесть: Speaktoit.com – виртуальный цифровой помощник, «говорящий» персональный ассистент для смартфонов; Color Pen – сервис для интерактивного обучения через интернет; UNICA Parking – технология для оплаты и бронирования парковок через приложение для смартфонов; 3DBank – банк 3D-моделей для бизнеса; геосчетчик – сервис для сбора информации о перемещении людей; Online Tours – сервис для подбора и бронирования туров.

Даром и не только

«Яндекс» готов безвозмездно делиться со стартапами своими технологиями и вычислительными мощностями, говорит Бакунов.

«Мы работаем в симбиозе с венчурными капиталистами и начинающими предпринимателями, помогая одним доводить проекты до уровня технологической зрелости, а другим – отбирать идеи, в которые стоит вкладываться», – рассказывает Михаил Цыганков, руководитель группы Microsoft по работе с технологическими предпринимателями.

По его словам, в компании работает несколько специальных программ поддержки стартапов: например, через программу BizSpark новые проекты могут бесплатно получить программное обеспечение, профессиональную поддержку и возможность продвигать себя через каналы компании. «Со стороны это выглядит как благотворительность, но на самом деле мы осуществляем стратегические инвестиции в развитие рынка в целом», – уверен Цыганков.

У стартап-инкубатора «Главстарт» пять стратегических партнеров, инвестирующих в инновационные проекты. Среди них «Яндекс», «Муз-ТВ» и компания HeadHunter. «Мы оказываем услуги по поиску проектов, консультируем и даем экспертизу, – говорит Аркадий Морейнис, генеральный директор компании, основатель интернет-сервиса Price.ru. – За это партнеры платят нам фиксированное вознаграждение». В дальнейшем «Главстарт» намерен расширять круг партнеров. «Сегодня уже понятно, что ни одна компания не сможет существовать без интернет-ресурса, – рассуждает Морейнис. – Поэтому мы готовы работать с компаниями, далекими от интернета, например ритейлерами, и консультировать их в том, какие направления и сервисы могут оказаться наиболее интересными и востребованными для их бизнеса».

Ни то ни се

«Сколько инвестиций требует проект – вопрос второй, главное – жизнеспособная идея и проработанный с точки зрения рыночных перспектив проект, – говорит Бакунов. – Часто к нам приходят ребята и предлагают создать сервис так называемой социальной афиши, с помощью которой пользователи могли бы объединяться в группы для совместных походов в кино, клубы, театры. Такой сервис безуспешно создавали многие. Популярным он быть не может, потому что все мы ходим куда-либо с родственниками или друзьями, а не с малознакомыми людьми из интернета».

Большая часть проектов строится вокруг продукта, а не потребностей рынка, отмечает Гарипов.

Самое важное при оценке стартапа – не идея, а команда, рассуждает Морейнис. «Идея стоит недорого, поскольку почти никто ничего принципиально нового не изобретает, – полагает он. – Важно, насколько человек готов реализовать идею. Иногда к нам приходят люди и говорят: мы не маркетологи, не экономисты и не айтишники, но у нас есть такой-то проект... Становится понятно, что довести его до конца они не смогут». Особенность инновационных проектов в том, что в процессе работы многие детали реализации и даже сама изначальная идея могут измениться, соглашается Гарипов.

Глупые или умные

«Когда-то я придерживался мнения, что есть умные ребята и есть глупые инвесторы, у которых много денег и они не знают, куда их вложить, – улыбается 29-летний Илья Макаров, выпускник МГУ и один из разработчиков системы автоматической авторизации пользователя на основе технологии голосовой биометрии. – Со временем я понял, что это не так: как раз разработчики в большинстве своем не знают, кому нужны их идеи. Общаясь с аналитиками и специалистами венчурных фондов, которые далеки от технологий, но знают специфику рынка, мы переписывали документы шесть раз!»

Макаров говорит, что необходимость в знании рынка его команда почувствовала, когда начала искать инвесторов. Молодые люди воспользовались исследованиями консалтинговой компании, специализирующейся на биометрической сфере. На дальнейшее изучение рынка уйдет до 60% средств, полученных от одного из фондов Российской венчурной компании, и лишь 30–40% – на технологическую часть проекта, подсчитал Макаров. «Если первые продажи окажутся успешными, то будем искать еще больше инвестиций», – говорит он.

Нет никакого алгоритма, будет проект успешным или нет, убежден Алексей Комиссаров, руководитель бизнес-инкубатора InCube Академии народного хозяйства: главное – как авторы проекта представляют свои идеи. «У нас были неплохие стартапы, которые не прошли конкурс только потому, что презентовали их без энтузиазма, – рассказывает он. – Инвесторов можно понять: если человек не может заразить их, то как он сможет заразить будущих партнеров и сотрудников?» Делать с этим ничего не надо – в бизнесе, как и в природе, действует закон естественного отбора, считает Комиссаров: идеи приходят миллионам людей, тысячи из них пытаются с ними что-то делать, и лишь единицы создают компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more