Статья опубликована в № 2892 от 12.07.2011 под заголовком: Нет времени на эффективность

Россия отстает от мира по производительности труда

Темпы роста производительности труда, которых требуют от сотрудников крупные российские компании, ниже, чем в среднем по миру, утверждают консультанты Hay Group. Но даже таких улучшений добиться будет непросто
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Больше половины российских менеджеров (58%) утверждают, что цели, поставленные перед ними на 2011 г., трудно реализуемы, но в остальных странах доля таких пессимистов еще выше – 63%. К таким выводам консультанты Hay Group пришли, опросив 1660 топ-менеджеров из 30 стран. В этом году в анкетировании приняли участие 50 российских менеджеров крупных компаний. Если в среднем по выборке целевое увеличение производительности труда за год составляет 5,4%, то российские гендиректора чуть менее амбициозны: их цель – 4,9%, утверждают консультанты.

Понятное беспокойство

Нагрузка на наиболее ценных сотрудников крупных российских компаний серьезно возросла во время кризиса: где-то прошли сокращения, где-то перераспределение обязанностей, в результате во многих случаях талантливые сотрудники и так нагружены до предела, утверждает Дерк Кооле, генеральный директор по России и СНГ компании Hay Group. Беспокойство гендиректоров объяснимо: они опасаются, что дальнейшее увеличение нагрузки может привести к уходу ценных сотрудников, говорит он. Гендиректора знают, что системы управления эффективностью в российских компаниях работают плохо. Например, 98% российских менеджеров уверены, что ключевую роль в управлении эффективностью играет корпоративная культура, но лишь треть опрошенных способны учесть конкретные культурные особенности при разработке мотивационных программ. Еще меньшая доля (14%) умудряется увязывать воедино культуру, стратегию и производительность труда. Почти половина российских топ-менеджеров утверждает, что их сотрудники не поддерживают существующую процедуру управления результативностью. Это приводит к тому, что российские менеджеры не тратят достаточно времени на вопросы, связанные с эффективностью. Больше половины российских гендиректоров отметили, что способны выделить на это лишь 10% времени. В большинстве остальных стран мира доля времени, которую менеджеры тратят на вопросы производительности труда, почти в 4 раза больше (36%).

Не командовать

Российские руководители привыкли контролировать эффективность подчиненных, но так и не научились ею управлять, утверждает Кооле. Привычные для большинства россиян командно-административные методы управления хорошо работают в тех случаях, когда задачи понятны, вторит ему Джеффри Николсон, партнер московского офиса PwC. Кризис привел к росту неопределенности в бизнесе, компаниям нужны нестандартные решения и подходы, утверждает он, выстроенные же в большинстве крупных российских компаний вертикальные системы управления с творческими задачами справляются плохо.

За 10 лет по 2008 г. производительность труда в России выросла в 1,7 раза, подсчитали в McKinsey. Но к 2008 г. Россия отставала по этому показателю от США более чем втрое. И если до 2008 г. рост экономики обеспечивался посткризисным восстановлением, то теперь этот фактор исчерпан. Чтобы производительность труда в России росла, необходимо убрать все, что мешает ее росту, утверждали консультанты McKinsey: неэффективное регулирование и стандарты, устаревшее оборудование и методы работы, недостаточные профессиональные навыки, недоразвитую финансовую систему.

Но в 2011 г. российские компании могут не приблизиться к американским ни на шаг. По данным Hay Group, сейчас целевые показатели американских компаний такие же, как и в России: рост на 4,9% в год и резервы для роста не исчерпаны.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more